Виталий КЛИМЧУК, фольклорист
Когда ведем дело о классичность жанра, имеем в виду его серьезность, правдивость и долговечность. А все потому, что классика несет в себе народные мотивы. Этнос во все века был плотным ситом, что отсеивает зерно от плевел. Формула классики присутствует как в музыкальной, хореографической, так и в устном народном творчестве. Народные пословицы и поговорки, как лакмусовая бумажка, указывают на важность этой ниши: имеют право на жизнь выверенные, мудрые изречения.
Роль поговорки и пословицы как наиболее мобильной и легкопидйомного жанра играла едва ли не самую первую роль в пропаганде ценностей (или сопротивления им). Древнее название этих аллегорических высказываний - притчи. Именно ими пользовался Иисус Христос, проповедуя нетленные нравственные ценности. Мы читаем притчи Священного Писания и убеждаемся в их правильности не только потому, что у нас ссылки на авторство Всевышнего, а потому, что они искренние, правдивые, правильные.
Тому же принципу, как ни странно, руководствовались и идеологи коммунистической эпохи, удачно подменяя Божье учение собственноручно написанными законами морали. Теперь известно, что «Моральный кодекс строителя коммунизма», внесенный в программу КПСС, был составлен вроде заповедей Господних. И это при том, что одним из важнейших направлений воспитания граждан было атеистическое. Самозваные авторы тотчас бросились производить и притчи, направленные против мудрости Святого Письма.Як убеждали тогдашние идеологи, как будто совсем вышло из употребления «Без Бога ни до порога», а утвердилось новое - «И без Бога в космос дорога». К переработанных поговорок с атеистическим привкусом добавили новые «Ленинская воля - это наша судьба»; «К счастью и свободе ведет партия народы»; «От ленинской науки крепнут разум и руки»; «В Советском Союзе все живут, как верные друзья» ...
Но наряду с тем псевдонародным нововведением народ придумывал свои притчи, которые имели право на жизнь, потому что у них звучала искренняя правда и отображалась реальность событий: «В протоколе рядом, а на деле пусто»; «Беда тому коллектива, где голова без головы»; «Какая звено, такая и участок»; «Кто больше лает, у того больше ставка» ...
Несмотря на все желание искоренить истинный смысл многих народных поговорок, они жили в сознании людей, в том, что пользовались церковному календарю, в них утверждалась бытовая мудрость: «Не дивниьця, что на Рождество метелиьця»; «Великий пост всем прижмет хвост»; «На Вращение птица из гнезда возвращается» (Обретение - Обнаружение честной главы Иоанна Крестителя) «Придет Вербниця - назад Сломанные вернется»; «Пришел Спас - ушло лето от нас»; «Пришел Спас - ищи рукавицы про запас»; «Успение рожь засевает, вторая - дождем поливает, Третья - снегом покрывает»; «Свитку на Воздвижения снимай, а кожух надевай»; «Покровушка, Покровушка, покрой мою головушку!».
Эхо культуры православия находим в народном творчестве, которую следует переиначить в угоду власти: «Пост ведет к воротам рая, а милостыня их отворяе»; «Не все коту масленица» ...
В фразеологическом фонде украинского языка немало поговорок, вказуюють на сроки проведения сельскохозяйственных работ, явления природы, времени года, через привлечение знаний из народного быта. Например: «К Насте точи снасти» - убирай дом перед Рождеством (Анастасии - 4 января) «Какая Маланка, такие и Петр с Павлом», то есть если была оттепель на Мелании Римляныни (13 января), жди теплого лета; «Мороз на Вериги предвещает жару» (Вериги Петра - 29 января); «Какие Евдокии, такое и лето» (Евдокии - 14 марта); «Сорок святых сорок лопат снега выбросят» (Сорок святых - 22 марта); «На Алексея бросай сани, возьми воз» (Алексея - 30 марта); «Здравствуй пчелу на Зосима» (Зосимы - 30 апреля); «Дождался Луки - ни хлеба, ни муки»; «Пришло осенний Лука - появились хлеб и мука» (Луки - 3 мая и 31 октября) «Юрьева роса лучше от овса» (Юрия - 5 мая); «К Николаю не сей гречки и не стриги овечки» (Весеннего Николая - 22 мая); «Мокий красный - лето грозовое» (если солнце на Мокия - 24 мая - сходит красно) «В Власа и борода в масле» (прихожане в день святого Власия 24 февраля приносили на службу для освящения продукты животного происхождения, в частности масло); «Чего Касьян смотришь?» (По народным представлениям, святой Касьян был строгий характер) и многие другие.
Фразеологизмам религиозного происхождения в украинском языке присущий положительный оценочный стереотип: «Божья благодать» - высшая мера похвалы; «Господь дает», «Бог миловал» - кому-то в чем-то везет; «Бог в помощь!» - употребляется как пожелание легкой работы, успехов в деле; «Чем Бог послал» - то, что в наличии; «Мать Христа в душе» - быть милосердным, совестливым, сострадательным, справедливым, то есть жить по христианским законам; «Как у Бога за пазухой» - беззаботно, вольготно, в очень хороших условиях, иметь душевное благополучие и материальный достаток; «Теленок Божье» - спокойная, ласковая, но безвольный человек; «Как писанка» - отмечается гармонией красок, линий, очень хороший.
Не подвластны времени настоящие народные, Божьи притчи, правдиво, мудро и искренне управляют человеческим сознанием, ведя к спасению души. Притчи, где говорится не только о Боге, а где наиболее полно отражается Его учение в простой и доступной форме народной пословицы и поговорки: «Бог не в силе, а в правде»; «С Богом хоть за море, а без Бога - ни до порога»; «Кто рано встает, тому Бог подает»; «Человек рассуждает, а Бог руководит»; «Как Бог смочил, так и высушит»; «Бога взывай, а рук прикладывай»; «Бог дал роток, даст и кусок»; «Когда сено в стогу, то забыл в Боге»; «Когда плохо думаешь, почему же Бога умоляешь?»; «Кому Бог поможет, то все победит»; «От людей спрячешься, а от Бога - нет»; «Видит Бог с неба, кому надо».
В отличие от других видов народного поэтического творчества, пословицы и поговорки теснейшим образом связаны с ежедневным бытом, доступные широким слоям и не требуют особой обстановки и широкой аудитории. Никто не собирается вместе, чтобы послушать пословица, как слушают думы, сказки или баллады. НЕ приурочивают их к событиям и датам, как обрядовую песенное творчество.
Чем больше речь насыщена пословицами и поговорками, тем она образнее, ярче, тем сильнее впечатление производит на слушателя или читателя. Недаром Иисус Христос учил, всегда пользовался притчами, которые точно, метко и образно доносили до сознания слушающих правдивые и вечные истины. «Кто имеет уши слышать, да слышит!» - Господь не одну Свою притчу, не одно Свое наставление заканчивает именно такими словами. Христос стремится достучаться до сердца каждого из тех, кто стал свидетелями проповеди Евангелия. «И, приступив, ученики сказали Ему: почему притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: потому, что вам дано понимать тайны Царствия Небесного, а им не дано ... Поэтому говорю им притчами, что они видя не видят, и, слыша не слышат, и не разумеют ... »(Мф. 13 : 10-11, 13).
Поэтому и мы, следуя за Христом, а не чуждаемся этого большого сокровища - пословиц и поговорок, или притч.