Добавлено: 1 декабря 2017 Божьего.
Автор: из книги "Католический Народный Катехизис"
Эта заповедь говорит: "Не взывай имени Господа Бога твоего напрасно", то есть не говори имени Бога без должного уважения. Под именем Божьим здесь понимаем не только само имя Бога, которое состоит из тех или иных букв, но величие Бога (Рим. Кат.).
Во второй заповеди Божьей Бог нам предписывает проявлять должное его Божьей величия и запрещает все, что вредит надлежащей Ему почете.
Богу положено самая высокая уважение от нас потому, что Он есть Господь безграничной величия и безграничной доброты.
Шана - это сочетание страха, любви и уважения. Если знаешь, что тот или иной правитель имеет миллионы подданных и сотни тысяч солдат, которые по его приказу готовы в любую минуту подняться на борьбу, что одним своим словом может осчастливить человека или сделать ее несчастной, чувствуешь страх перед ним, и если опять же знаешь о его доброте и желание осчастливить своих подданных, будешь любить его и уважать. Так же относимся и к Богу, когда понимаем Его безграничную совершенство и безграничную любовь к нам (Ґалюра). Итак, подумаем над совершенством Бога. На нашей планете живет много людей. И каждого человека Бог знает, руководит ею и удерживает ее, выслушивает ее молитвы, помогает ей в необходимости, награждает или наказывает чаще всего уже здесь, на земле. Каким же безграничным должно быть знание того самого Существа!
Во всем вселенной движутся миллионы гигантских небесных тел, и всех их создал Бог, Он управляет ими, а они существуют для Его славы.
Какой же большой должна быть Его сила! А невидимый мир - миллионы небесных духов! Всех их Бог знает, удерживает и управляет ими, все они славят Его Какой же неизмеримой должна быть Его величие! Кто подобен Тебе среди великанов, Господи? "Кто, как Ты, Господи, между богами, кто, как ты, в святости величественный, страшный в славе, творящий чудеса? (Исход, 15, 11). (О доброте Бога смотри часть И.). Мы должны бояться Божьей величия, и преклоняться перед Его добротой. Сочетание боязни с любовью - это и есть уважение.
Мы должны часто взывать с благоговением и сердечностью имя Божие. Делаем это, начиная какую-то важное дело, здороваясь, прося чего-то или в минуту смерти.
Евреи считали, что вообще не надо говорить имени Бога, однако такая точка зрения ошибочна. Церковь, наоборот, хочет, чтобы мы часто обращались к Божьему имени. За постоянное обращение к св. имен Иисуса и Марии Церковь установила отпуст 25 дней а кто в течение всей жизни постоянно обращался к этим именам, то в час смерти достигает полного отпущения (Клим. XIII, 5. IX. 1759). Каждый набожный христианин склоняет голову столько раз, сколько раз произнесет во время молитвы имя Иисуса.
Мы должны обращаться к Божьему имени всегда, когда начинаем какую-то важное дело, а прежде всего утром. "И все, что бы вы только говорили и делали - все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря Богу Отцу через него" (Кол. С, 17). Итак, перед каждой работой говори: "Во имя Божье" или "Во имя Иисуса", или хотя бы перекрестись. Именно таким образом заслужишь благословения Божьего и счастье в труде, а за каждую, даже незначительную дело - большую награду, потому что Спаситель обещает, что отблагодарит даже при чашу холодной воды, поданную ближнему от его имени (Мар.9, 40). У христиан давно существует обычай произносить имя Божие здороваясь; именно этим они и отличались от иноверцев, которые, здороваясь, проявляли добрые желания (напр. "Будь здоров!» «Поздравляю»), но не упоминали при этом имени Божия. Христианские поздравления "Слава Иисусу Христу", "Удачи, Боже", "С Богом" является одновременно как коротким выявлением веры. Протестантский поэт Кльопшток рассказывает, что его всегда глубоко трогало это католическое поздравления. Однако, не надо, здороваясь, говорить имя Божие бездумно и легкомысленно. Человек не обязан, здороваясь с неверующим, употреблять имя Божие. Иисус Христос говорил: "Не давайте священное собакам, и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями" (Мф. 7, 6). Сам Христос пользовался часто применяемым в народе приветствием: "Мир вам". Нуждаясь чего, мы должны обращаться к имени Божия. Бог сам говорит: "И клич ко мне за добрый час, я избавлю тебя, и ты меня прославишь!" (Пс. 49,15). В минуту смерти мы тоже должны обращаться к имени Иисуса. Лучше говорить, как св. Стефан: "Господи Иисусе, приими дух мой!" (Деян. Ап. 7, 58). Вспомним также последние слова умирающего Спасителя. Обращение к имени Иисуса в минуту смерти необходимо, чтобы достичь предсмертного отпущения.
Мы должны обращаться к имени Иисуса с особой набожностью. Мы должны понимать, что это - могущественное имя, благодаря которому можно всего достичь. Все, о чем только будем просить с именем Иисуса, даст нам Бог (Ин 16, 23). С именем Иисуса творили чудеса Апостолы и Святые. К хромого от рождения говорит св. Петр на пороге храма: "Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи" (Деян. Ап. 3.). Обращаясь к имени Иисуса, верные могут выгонять чертей, как это проповедовал Иисус Христос (Мар. 16, 17). Если обращаемся к имени Иисуса, Он борется с нами против дьявола; потому бегут враги услышат имя Иисуса Христа (св. Юст.). Имя Иисуса помогает нам в любой опасности; оно является своеобразным средством борьбы с любым злом всего (св. Винк. Фер.). "И нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спасителя" (Деян. Ап. 4, 12). Стоит задуматься над словами, сказанными св. Бернардом: "Имя Иисус для меня медом на устах, приятным звуком в ушах и блаженством в сердце!" Однако, неизвестно, способен благоговейно обратиться к тому Имени тот, кто живет в смертном грехе; ибо "никто не может сказать: Господь Иисус, как только под влиянием Духа Святого" (Кор. 12, 3).
Мы должны отдавать большое уважение всем, предназначенное для чествования Бога, прежде всего слугам Божьим святым местам и вещам, религиозным обрядам и святым словам.
Мы должны отдавать высокую честь слугам Божьим. Хороший пример этому дал нам Рудольф с Габсбургу. Однажды он был на охоте и встретил священника, который шел с Найсв. Тайнами к больному. Рудольф сразу слез с коня и отдал его священнику, а сам пошел пешком. Позже коня не хотел забирать обратно, а подарил его церкви. Священник сказал ему тогда, что его ждут высокая почет и большое счастье. Через 9 лет после этой встречи (1272) немецкие князья, собравшись во Франкфурте, провозгласили Рудольфа королем. Иисус Христос требует уважения для священников, говоря: "Кто слушает вас, меня слушает, а кто пренебрегает вами, мной гордится" (Лк. 10, 16).
Не знаете ли, что честь, которую отдаете священнику, отдаете самому Богу? (Св. Золот.). (Смотри об этом еще в разделе о празднике посвящения). Бог требует от нас уважения к святым местам и святым вещам. Моисея, который приблизился к горящему кусту, крикнул: "Не приближайтесь сюда сними обувь с ног твоих: место потому, что на нем стоишь - земля святая" (Исход 3, 5). В Ветхом Завете было строго запрещено касаться ковчег Завета (Числа 4,15). "Уважайте Мою святыню" (Левит 26, 2). Не входи никогда Божий иначе, чем ты входил бы в небо; не говори и не делай там ничего, что бы тебе напоминало землю (св. Ниль).
"... дому твоему лицу святость" (Пс. 92, 5). Именно поэтому набожные христиане охотно приносят пожертвования на восстановление или для отделки Божий на восстановление статуй, которые со временем теряют свой первоначальный вид.
Мы должны отдавать дань религиозным обрядом и с уважением относиться к ним. Св. Елизавета, венгерская королева, во время каждой Литургии снимала с головы корону и никогда не надевала драгоценностей, идя в церковь. Некоторые верные имеют хороший обычай стоять на коленях в течение всей Литургии.
Уважение святым словам отдаем прежде всего тем, что встаем во время чтения Евангелия. К святым вещам надо относиться по-святому.
Мы часто должны славить Бога ради Его безграничной совершенства и доброты; прежде всего мы должны это делать тогда, когда получаем от Бога различные блага. Три юноши в горящей печи начали петь хвалебные песни, когда увидели, что Бог оберегает их от огня (Дан. 3). Товит начал славить Бога, как только прозрел (Тов. 11, 17). Вспомним, как прославляла Бога Дева Мария, когда встретилась с Елизаветой; или оздоровленный Захария (Лук.1). Говори и ты после каждого полученного блага: "Слава Богу" или "Слава Отцу и Сыну и т.д." А если из-за болезни не можешь славить Бога устами, то прославляй Его в своем сердце. Бог не нуждается звука твоего слова; Он охотнее ищет сердца и удовлетворяется волей (св. Авг.). "Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренность моя - святое имя. Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его никогда" (Пс. 102, 1-2). "Благословлю Господа во всякое, хвала Его во рту у меня" (Пс. 33, 2). "Пусть имя Господне благословенно отныне и вовек. От восхода солнца до его заката хвально имя Господне" (Пс. 112, 2-3). Если славим Бога, - делаем добро и заслуживаем себе тем благословение Божие.
С уважения к Богу мы должны остерегаться легкомысленного обращения к имени Божия и к другим святых имен.
Некоторые люди любят при любой мелочи бездумно кликать: "Боже", "Иисус", "Иисус, Мария, Иосиф" и т.п. Надо отвыкать от этого и обращать внимание другим, которые так легкомысленно злоупотребляют именем Божьим. Легкомысленное обращение к имени Божия и к другим святых имен - это минимум легкий грех. "... Тот, кто клянется именем Господа постоянно, чистым от греха не останется" (Сир. 23, 10). «Не прикликатимеш имени Господа, Бога твоего, напрасно, потому что не пустит Господь безнаказанно того, кто призывает его имя напрасно» (Исход 20, 7). Надо остерегаться, чтобы не злоупотреблять Божьим именем, которое достойно самого высокого уважения (св. Золот.). Евреи не имели смелости (из-за предрассудков) говорить имя Бога «Иегова» (Рим. Кат.); всегда называли Бога только "Господом".
Мы должны остерегаться проклятий (желание Божьего проклятия какому-либо лицу или вещи).
Проклятие Бога - это несчастье временное и вечное; это антипод Божьего благословения. Проклятий надо остерегаться, как огня. Из уст христианина должно звучать только благословение (и Петр 3, 9).
Бог часто наказывает проклинает, не раз проклятие осуществляется.
Св. Августин рассказывает о матери, которая прокляла своих сыновей, которые ее били. Сыновья сразу заболели и пошли бродить по миру. Двое из них пришли наконец в город Гиппо в Северной Африке, где св. Августин был епископом и здесь были оздоровлены у мощей св. Стефана. Не один пашет и сеет с проклятием на устах; следовательно, справедливо, если Бог накажет неурожаем. Другой проклинает скот; Неудивительно, что она значит чахнет или и погибает. Вот как Бог выслушивает проклятия: "Любил проклятие: пусть же придет на него!" (Пс. 108, 18).
Плохая привычка употреблять проклятия подвергает человека опасности потерять спасение.
Проклятие - это грех ада, который не только заслуживает ада, но и в аду найдет свое продолжение (Прунер.). Дьявол проклинает и богохульствует, но как дух, он еще сохранил некоторую дань и страх перед Богом когда слышит имя Иисуса, дрожит и исчезает. Зато человек имеет смелость говорить без должного уважения имена "Иисус", "Бог". Такой разговор в некоторой степени хуже разговора дьявола (св. Григ. Наз.). Злоречиви погибнут (Пс. 36, 22). Злоречиви не достигнут Царства Божьего (Кор. 6, 10). Надо с должным уважением относиться к лицам, посвященные Богу, к святым местам, вещей, обрядов и слов.
Пренебрежение священников касается самого Бога, ибо Иисус Христос говорит: а ... кто пренебрегает вами, мной гордится "(Лк. 10, 16). Кто оскорбляет священника или презирает, тот презирает Бога и заслуживает такого же наказания, как евреи, оскорбляли и презирали Сына Божьего (Мария лят.).
Оскорбляем Бога и тогда, когда неприлично ведем себя в церкви: разговариваем, смеемся, розглядаемося и т.п. Не годится в церкви плевать, особенно у алтаря или у исповедальни, где люди чаще всего становятся на колени. О тех, которые ведут себя неприлично в церкви, св. Амвросий говорит: "Приходят в церковь с малыми грехами, а возвращаются домой с большими". Непристойное поведение в храме оскорбляет Бога больше всего. Мы тоже очень больно реагируем на оскорбление, причиненный нам в нашем собственном доме. Неудивительно, что и Спаситель, кроткий и добрый, разгневался на купцов в храме и выгнал их, говоря: "Дом мой домом молитвы будет называться, - вы же делаете его вертепом разбойников" (Мф. 21, 13). Того, кто презирает храм Божий, Бог погубит (Кор. С, 17). Ту самую дань, которую отдаем святым местам, мы должны отдавать и святым вещам. Грех делает тот, кто мешает выполнению религиозных обрядов или высмеивает их. Такие поступки наказывает и светская власть как оскорбление религии. Стоит наказания также обычай употреблять святые слова в шутку. Еще Тридентский Собор предостерегал, чтобы не злоупотреблять святыми словами.
Если Вы заметили орфографическую ошибку, просто выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Сделаем наш язык чище вместе!
Quot;Кто, как Ты, Господи, между богами, кто, как ты, в святости величественный, страшный в славе, творящий чудеса?
Не знаете ли, что честь, которую отдаете священнику, отдаете самому Богу?