Навигация по сайту

Популярные статьи

Облако меток

Вопросы и ответы № 12 :: К акту проверки органов ГНС можно подать возражения в течение трех рабочих дней после дня получения экземпляра акта

Вопросы и ответы № 12 (22.3.2010)
Вы спросили у редакции

Внимание! архивная публикация

Эта страница содержит древнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время вероятно потеряла актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua
или выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Налоговая милиция изъяла по процедуре оригиналы первичных документов. Во время плановой налоговой проверки суммы за удаленными документами сняли с ВР и НК на основании пп. 5.3.9 Закона о прибыли - нет оригиналов документов. В акте проверки указано, что есть копии документов, а об акте изъятия - ни слова. Как обжаловать такой акт?

Некоторые налогоплательщики спешат обжаловать акт проверки в административном и даже судебном порядке. И допускают ошибки. Дело в том, что сам акт проверки не имеет и не может иметь для налогоплательщика каких-либо последствий. Он предназначен для руководителя налогового органа, который должен принять на его основе соответствующее решение. И уже это решение, содержащее конкретные предписания, может быть обжаловано в административном и / или судебном порядке.

В связи с этим стоит вспомнить разъяснения ВАСУ от 12.05.95 г.. №02-5 / 451 (см. П. 1 разъяснений ВАСУ от 12.05.95 г.. №02-5 / 545) и президиума ВАСУ от 26.01.2000 г.. №02-5 / 351, в которых указывается, что акты налоговых проверок не могут быть предметом спора в суде.

Несмотря на то, что сам акт проверки обжаловать нельзя, уже на этапе его подписания можно позаботиться о дальнейшем обжаловании принятых на его основе решений. Ведь в соответствии с п. 4.4 Порядка №3272 в случае несогласия должностных лиц с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте проверки, субъект хозяйствования имеет право в течение 3-х рабочих дней со дня, следующего за днем ​​получения экземпляра акта проверки, подать в орган ГНС возражения к акту проверки. При этом в случае несогласия с его выводами субъект хозяйствования в акте при его подписании (или отказа от подписания) делает соответствующую отметку. Эти возражения рассматриваются в течение 3-х дней со дня, следующего за днем ​​их поступления. По результатам рассмотрения оформляется заключение произвольной формы, который подписывается руководителями налогового органа, проводившего проверку. Этот вывод является составной частью материалов проверки и обязательно учитывается при принятии налогового уведомления-решения.

Если на основании акта уже принято уведомления-решения о доначислении налоговых обязательств и применения штрафных санкций, налогоплательщик, не согласен с таким решением, может его обжаловать в течение 10-ти календарных дней, следующих за днем ​​получения, непосредственно в налоговый орган, его принял (пункты 2, 4.1, 4.2 Положения №293). Подача жалобы приостанавливает исполнение уведомления-решения, и сумма налогового обязательства, которое обжалуется, считается несогласованной (п. 6 настоящего Положения). Жалоба плательщика рассматривается в течение 20-ти календарных дней (п. 8 Положения №29). Если в течение этого срока налоговый орган не предоставляет мотивированный ответ на жалобу, она считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика (п. 11 Положения). Если по результатам рассмотрения жалобы налоговое уведомление-решение остается в силе, субъект хозяйствования имеет право обжаловать такое решение в вышестоящий налоговый орган с соблюдением 10-дневного срока. С учетом сроков давности4 налогоплательщик имеет право обжаловать в суде уведомления-решения органа ГНС ​​о начислении налогового обязательства в любой момент после получения соответствующего налогового уведомления. То есть лицо вправе обратиться в суд с соответствующей жалобой сразу, не соблюдая при этом административной процедуры оскарження5. В этом случае указанное решение контролирующего органа не подлежит административному обжалованию (п. 3 Положения №29).

1 «Не могут оспариваться в суде также акты ревизий, документальных проверок, действия служебных лиц, совершенные в процессе или по результатам проверок и т.п., поскольку эти акты не имеют обязательного характера» (п. 6.2).

2 Порядок оформления результатов невыездных документальных, выездных плановых и внеплановых проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, утвержденный приказом ГНАУ от 10.08.2005 г.. №327.

3 Положения о порядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков государственными налоговыми администрациями, утвержденное приказом ГНАУ от 11.12.96 г.. №29.

4 В соответствии со ст. 99 КАС.

5 В соответствии с Решением КСУ от 09.07.2002 г.. №15-рп / 2002, досудебное урегулирование споров признано необязательным.

Основанием для обжалования уведомления-решения органа ГНС, которым констатирован факт отсутствия первичных документов и сделан вывод о «беспочвенности начисления» ВР и НК в соответствии с пп. 5.3.9 Закона о прибыли, является отсутствие в действиях должностных лиц предприятия вины. В приведенном случае это обосновывается объективной невозможностью предоставления упомянутых документов в связи с изъятием их органами налоговой милиции, что подтверждается копиями изъятых документов, заверенными подписью следователя и заверенными печатью, протоколом обыска и выемки с перечисленными в нем или приложенной к нему описи изъятыми документами, с указанием их названия, количества, индивидуальных признаков (статьи 186, 188, 189 УПК). При этом изъятые документы нельзя считать потерянными, уничтоженными или поврежденными (согласно пп. 5.3.9 Закона о прибыли) и в их восстановлении нет смысла.

Ссылка налоговиков на то, что валовые расходы согласно Закону о прибыли могут подтверждаться только оригиналами документов, выглядят неубедительными исходя из следующих соображений. В соответствии с пп. 4.3.2 Закона №2181, в случае представления налогоплательщиком других документов учета или других подтверждений, достаточных для определения показателей отсутствующих документов учета, косвенные методы не применяются. Таким образом, налогоплательщик для подтверждения отраженных в декларациях сумм ВР и НК может, при отсутствии первичных документов, предоставить их копии и акт об изъятии. То есть обжаловать нужно уведомление-решение, мотивируя тем, что вины в действиях должностных лиц нет, а также ссылаясь на то, что в акте проверки не указано об акте изъятия документов.

Назар ДМИТРИШИН, «Дебет-Кредит»

Благотворительная помощь пожарникам может предоставляться и в виде бензина   Вы спросили у редакции   Может ли юридическое лицо на общей системе налогообложения приобрести бензин и передать его как благотворительную помощь неприбыльной учреждении (территориальному органу государственного надзора в сфере пожарной безопасности) актом приема-передачи на ос Благотворительная помощь пожарникам может предоставляться и в виде бензина
Вы спросили у редакции
Может ли юридическое лицо на общей системе налогообложения приобрести бензин и передать его как благотворительную помощь неприбыльной учреждении (территориальному органу государственного надзора в сфере пожарной безопасности) актом приема-передачи на ос ...

Заявление на отпуск - пережиток прошлого   № 19 (11 Заявление на отпуск - пережиток прошлого
№ 19 (11.5.2015) :: Вы спросили у редакции
Что должен делать предприятие, если работник не пишет заявление на отпуск? ...

Право на отпуск перед и после отпуска по беременности и родам   № 19 (11 Право на отпуск перед и после отпуска по беременности и родам
№ 19 (11.5.2015) :: Вы спросили у редакции
Можно ли предоставить работнице отпуск непосредственно перед и сразу после
отпуска в связи с беременностью и родами? ...

Как обжаловать такой акт?