Минфин и Минсоцполитики считают, что введение в штатное расписание предприятия должности главного бухгалтера возможно в случае создания соответствующего структурного подразделения (отдела, сектора и т.д.)
Минфин в письме от 30.06.2017 г.. №35210-07-10 / 17419 отметил, что для обеспечения ведения бухучета предприятие самостоятельно выбирает формы его организации, в частности, введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером.
Основные функции главного бухгалтера или лица, на которое возложено ведение бухучета предприятия, определенные частью седьмой ст. 8 Закона о бухучете.
В соответствии с задачами и обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой должности главного бухгалтера в соответствии со Справочником квалификационных характеристик профессий работников, главный бухгалтер, в частности:
- руководит работниками бухучета предприятия и распределяет между ними должностные задачи и обязанности,
- знакомит этих работников с нормативно-методическими документами и информационными материалами, касающимися их деятельности.
Кроме того, в соответствии с Национальным классификатором Украины ДК 003: 2010 "Классификатор профессий", профессиональное название работы "Главный бухгалтер" по коду Классификатора (код 1231) относится к профессиональному группировки "Руководители финансовых, бухгалтерских, экономических, юридических и административных подразделений".
То есть должность главного бухгалтера предусматривает наличие подчиненных работников.
Таким образом, Минфин считает, что законодательством не предусмотрена такая форма организации бухучета на предприятии, как введение в штат предприятия должности главного бухгалтера без создания бухгалтерской службы.
Минсоцполитики в письме от 13.11.2017 г.. №21929 / 0 / 2-17 / 13 соглашается с позицией Минфина и отмечает, что введение в штатное расписание предприятия должности главного бухгалтера возможно в случае создания соответствующего структурного подразделения (отдела, сектора и т.д.).
от редакции
С таким разъяснением специалистов Минсоцполитики и Минфина можно спорить или нет. И нас больше интересуют последствия.
Что будет, если малое предприятие укажет в штатном расписании и в трудовой книжке должность "главный бухгалтер" без создания соответствующего подразделения?
Отдельного ответственности за это законодательством не установлено. Поэтому, самое большее, что грозит работодателю, это штраф за другие нарушения законодательства по труду (одна минимальная зарплата на момент обнаружения "нарушения", ст. 265 КЗоТ).
Работнику может быть хуже. Ведь запись о должности, которую он занимает по основному месту работы (а по желанию работника, и по совместительству) вносится в трудовую книжку. А трудовая книжка до сих пор требуется при оформлении пенсии, и неправильно указана должность может этому помешать (см. Также разъяснения от Минсоцполитики).
Создать подразделение из одного человека - тоже не выход. Ведь Минсоцполитики и Минфин настаивают на наличии подчиненных главному бухгалтеру работников.
Поэтому, заботливому работодателю придется либо создавать подразделение (например, отдел бухгалтерии) во главе с главным бухгалтером, или изменить должность главного бухгалтера просто бухгалтера (но единого). К сожалению, сделать это придется "задним числом". А значит, придется исправлять и штатное расписание, и приказ о приеме на работу главного бухгалтера, и запись в его трудовой книжке. Конечно, если он на предприятии единственный.
Источник: Дебет-Кредит - не забудьте оформить подписку на любимое издание!
Введение в штат должности главного бухгалтера без создания бухгалтерской службы невозможно обновлено: автору: admin
Введение в штат должности главного бухгалтера без создания бухгалтерской службы невозможно
Что будет, если малое предприятие укажет в штатном расписании и в трудовой книжке должность "главный бухгалтер" без создания соответствующего подразделения?