- Джипы, мерсы, ауди
- Часть первая: ровенская «тема»
- Часть вторая: молдавская «тема»
- Часть третья: российская «тема»
Хорошие машины, как и красивых женщин, любят и стремятся владеть ими все. Особенно публика с деньгами. И если по количеству престижных иномарок последних моделей в Украине неоспоримо лидирует стольный град Киев, то периферийное Закарпатье - своеобразный лидер в другом: по причине своего соседства с четырьмя европейскими государствами, оно первым в Украине видит эти блестящие джипы и мерсы. Проще говоря, через Закарпатье иномарки в основном и попадают в Украину. Причем очень многие из них - незаконным путем, о чем свидетельствует целый ряд уголовных дел.
Джипы, мерсы, ауди
Во дворе Закарпатского управления Службы безопасности Украины в настоящее время можно насчитать около двух десятков задержанных иномарок, проходящих по уголовным делам. Здесь и мощные джипы «Тойота Лендкрузер-100», «Лексус» и «Мерседес», и «Ауди А6», «БМВ» и «Мерседесы» последних «нафаршированных» моделей. Словом, полный джентльменский набор «нового украинском». Был здесь недавно даже серебристый джип «БМВ Х5» стоимостью 106 000 дойчмарок (это без растаможки), бегать в котором считается «по понятиям» даже в Киеве.
Через руки закарпатских оперативников и следователей в последние годы прошел целый ряд уголовных дел, связанных с незаконно ввезенными в Украину престижными иномарками. Несколько лет назад милиция расследовала дело в отношении партии задержанных на границе новеньких джипов «Гранд-Чероки», которые направлялись в Россию. Выяснилось, что эти джипы - с морского парома, на котором экспортировали из Америки в Европу более сотни престижных иномарок и загадочно исчез по дороге со всеми машинами.
А совсем недавно ряд «автоафер» обнаружили закарпатские эсбисты. Между собой «оперы» и следователи назвали их условно «ровенская», «молдавская» и «российская» темы.
Часть первая: ровенская «тема»
1998 свет увидела довольно интересная постановление Кабмина Украины, которая одним из оснований для регистрации ввезенных из-за границы автотранспортных средств предусматривало и решение суда. «Пунктик» этот, казалось бы, вполне несущественный, в закон «забил» кто-то явно не глуп. Ведь в Украине начали гонять новенькие иномарки, владельцы которых умудрялись экономить на растаможивании по десять и более тысяч долларов. Причем делали это довольно оригинальным способом.
В конце 1999 года через таможенный пост «Ужгород» из Словакии в Украину начали массово въезжать новенькие джипы, мерсы и прочие «дутякы» по 40-50 тысяч долларов каждый. Машины были с украинскими номерами, а водители предъявляли все необходимые документы. Однако очень быстро те, «кому надо», поняли, что что-то здесь нечисто. Машины-то были в основном с ровенскими номерами, зарегистрированные в одном и том же подразделении Госавтоинспекции Ровенской области буквально за несколько дней до того. Водители далеко не респектабельного вида предъявляли доверенность - мол, возвращаемся из Словакии, где имели дела. И таких машин ехало через «Ужгород» по 2-3 каждую неделю!
Как и все крупные аферы, эта накрылась на мелочи. Утром 9 декабря 1999 сотрудники таможни внимательнее присмотрелись к новенького черного джипа «Тойота Лендкрузер 4,7 WG». Стоят такие красавцы 52000 долларов плюс еще почти 15 000 у.е. за растаможку. На авто были все те же номера Ровенской области!
В машине ехало два человека. Водитель, 34-летний житель Луцка Виктор, предъявил удостоверение водителя, техпаспорт на машину и поручения. Пояснил, что владелец попросил его забрать джип после ремонта в Словакии. И здесь таможенники заметили на спидометре иномарки ... всего 14 км. То есть столько километров должна пройти скоростная иномарка за эти 5 дней из Ровно в Словакию, не считая других маршрутов! Водитель так и не смог объяснить пикантной ситуации, поэтому к нему появились «вопросы» и у оперативников СБУ. И здесь заговорил пассажир джипа. Молодой человек назвался капитаном УБОП с Волыни. Мол, ручаюсь, что здесь все в порядке. Витя попросил меня проехаться с ним. Машина, понимаете, крутая, а здесь у вас на Закарпатье, говорят, рэкет наглеет ... Я как раз на больничном, вот и решил помочь товарищу ... Однако «ксива» грозного милицейского управления на эсбистов не подействовал, и волынского капитана передали в отдел внутренней безопасности УМВД в Закарпатской области.
Вскоре выяснилось, что джип был продан в Словакии (город Кошице) покупателям из Донецка. Донецкая фирма исправно перевела словакам деньги, а забрал иномарку с таможенного склада в селе Вишне Немецкое неподалеку украинского-словацкой границы тот же Виктор из Луцка. По дороге водитель просто снял словацкие номера и прикрутил украинские, те же ровенские ...
Хорошо Поколесив Украиной и Словакией совместно с коллегами из прокуратуры, закарпатские эсбисты таки установили истину, выведя дельцов на чистую воду. Сценария аферы позавидовал бы и сам Остап Бендер! Судите сами.
В Здолбуновский районный суд Ровенской области поступает исковое заявление от гражданина. Молодой человек просит суд истребовать долг в несколько тысяч гривен с другого гражданина. Тот не отрицает, что должен деньги, и предлагает рассчитаться с кредитором ... иномаркой. Как вы правильно догадались - тем самым задержанным в Закарпатье джипом «Тойота»! Называет номера кузова и агрегатов (их ему подсказали те, кто купил джип в Кошице). У судьи почему-то не возникает желания самому осмотреть машину хоть документы на нее ... Он просто удовлетворяет иск, направив «бумагу» в ГАИ: такому-то зарегистрировать такой-то джип. После этот уважаемый служитель Фемиды, искренне глядя эсбисты в глаза, заявит, что это дело милиции - проверять наличие самого авто ...
Но детектив продолжается. Гражданин, который выиграл суд, едет почему-то не в Здолбуновскую, а в Острожской (там же, в Ровенской) ГАИ. В тамошнем подразделении СЭВ ему спокойно регистрируют джип, руководствуясь решением суда. Так и появились на свет вполне легальные украинские номера! Позже начальник гаишного подразделения в чине полковника клясться, что джипа этого смотрели и тщательно проверяли по всяких там «угонов». Нет, лично он не видел, но инспектор такой-то доложил о проверке ... Понятно, что самого джипа в то время в Украине еще не было.
Уже на следующий день «владелец» пишет в Острожской ГАИ заявление с просьбой снять «Тойоту» с рееестрации, мотивируя тем, что хочет продать. Далее появляется новое действующее лицо игры и просит зарегистрировать иномарку на него. Объясняет, что приобрел джипа в автосалоне. И уже этот человечек выписывает доверенность перегонщику Виктору из Луцка, который, собственно, и должен пригнать джипа в Украине. Наличие большого количества «пешек», по замыслу «короля», должна затруднить расследование аферы. Все просто до гениальности, подвели только 14 километров на спидометре ...
Кстати, когда оперативники СБУ бросились разыскивать того самого молодого из Острога, то выяснили, что на его имя в ГАИ числится ... несколько десятков новеньких иномарок. Но жил этот «миллионер» с семьей ... в квартире барачного типа. Кстати, самого мужчины так и не нашли, и дай Бог, чтобы он еще оказался жильцов на этом свете!
По информации начальника спецподразделения «К» УСБУ в Закарпатской области полковника Феликса Гурского, только в Ровенскую область через таможенные посты Закарпатья ловкие дельцы успели перегнать таким образом свыше тысячи новеньких иномарок. Государство понесло миллионные убытки от нерастаможивания мощного автотранспорта.
Когда СБУ наделала шума во всей Украине, аферу пришлось прикрыть. Президент Украины подписал Закон об обязательном растаможивании в любых случаях ввезенного в Украину автотранспорта. Ровенский облсуд отменил все «хитрые» мировые соглашения, принятые Здолбуновским районным судом. Капитана УБОП с Волыни, который «засветился» на границе в Ужгороде, уволили с работы. Поменяли руководство Острожской районной и Ровенской областной ГАИ. Перегонщика Виктора из Луцка приговором Ужгородского городского суда был осужден с отсрочкой исполнения приговора. А сам джип «Тойота Лендкрузер» стоимостью 52 000 долларов - конфисковано в доход государства.
Часть вторая: молдавская «тема»
23 ноября 2000 на том же таможенном посту «Ужгород» задержали 45-летнего Анатолия, жителя города Белгород-Днестровский Одесской области. Ехал он в серебристом «нулевом» джипе «БМВ Х5», который стоит 106 000 дойчмарок. Водитель предъявил доверенность от владельца иномарки, гражданин Молдовы Б. пояснил, что хозяин нанял его перегнать джип из Словакии в Молдову. Но выяснилось, что тот же господин Анатолий пересекал украинскую-словацкую границу уже 13 (и не верь после этого в суеверия!) Раз. Причем не в «запорожцах», а каждый раз в других новых иномарках. Водителя и авто задержали, возбудили уголовное дело.
Вскоре выяснилось, что все перегнанные господином Анатолием иномарки, по данным Белгород-Днестровской таможни, сняты с учета в связи с выездом владельцев в Молдову. То есть машины якобы действительно принадлежат гражданам Молдовы. Однако информация ГАИ МВД показала, что эти самые иномарки ездят в Украине, и владельцы их - вовсе не молдаване ...
Часть машин теневые дельцы легализовали тем же «судебным» путем через Ровно. Но после разоблачения аферы изобрели новый механизм. Дорогие иномарки якобы ввозили в Украину граждане Молдовы, переезжающие к нам на ПМЖ. Находят человека, который действительно переезжает в Украину, и за определенное вознаграждение «вешают» на него иномарку. При этом, по закону, за растаможивание машины платилось «аж» 15 долларов, и ее ставили на легальную регистрацию.
Кроме вышеупомянутого господина Анатолия, новенькие иномарки перегоняли в то время через таможенный пост «Ужгород» еще 7 его земляков из Одесской. Своеобразный рекорд поставил некий гражданин М, который, по информации СБУ, успел перегнать аж 22 крутые иномарки! В целом же, по данным Карпатской региональной таможни, в течение 2000 года «на молдаван» через таможенный пост «Ужгород» прошло 59 иномарок, среди которых лидировали мощные джипы «Тойота Лендкрузер» и «Мицубиси Паджеро». Покупались иномарки упоминавшемся уже словацком лицензионном складе в Вышнем Немецкое. Понятно, что на растаможивании владельцы машин «экономили» кругленькие суммы.
Была еще такая хитрая лазивочка в законе. Граждане Украины - моряки дальнего плавания - имели право приобрести авто за деньги, заработанные в течение полугодового плавания в открытом море. При растаможивании иномарки они имели 50-процентные льготы. Оставалось только подыскать десяток-другой морячков и «повесить» на них крутые авто, которые потом разойдутся по дешевым ценам через автосалоны ...
Часть третья: российская «тема»
И уж совсем свежая история. 30 октября 2001 на таможенном посту «Вилок» в Береговском районе задержали новенькую «Ауди А6» -пикап черного цвета с российскими номерами. Перед тем ее несколько часов тщательно осматривали венгерские таможенники, но в конце концов отпустили.
Водитель, 35-летний гражданин России Борис, предъявил Украинский свидетельства о регистрации этой иномарки 2000 года выпуска в Санкт-Петербурге. Однако в документах и в номерах, которые были на «Ауди», не совпадающее одна цифра: 347 вместо 374 (злоумышленники просто ошиблись, подделывая документы ...) Вскоре выяснилось, что «Ауди А6» с такими же номерами ездит между тем в Австрии! Экспертиза подтвердила, что злоумышленники перебили на задержанной в «Вилок» машине номера кузова, причем сделали это очень мастерски. Но госавтоинспекции Питера приходит факс (как выяснилось, фальшивый) о том, что это «Ауди» действительно в них зарегистрировано. Так стало понятно, что в афере задействован целый ряд злоумышленников в нескольких странах Европы. Ведь на самом деле это «Ауди» было похищено 26 сентября в Польше!
А еще раньше, 2 августа, на том же «Вилок» попался другой россиянин - 51-летний москвич Анатолий, ехавший из Венгрии в Россию в новом «Мерседесе» серого цвета. Таможенник заподозрил подделку техпаспорта, который был изготовлен из слишком тонкой бумаги. При просветлении фальшивка оказалась.
Этот «Мерседес» взял в июле напрокат в Германии гражданин этой страны, казах из бывшего СССР. Поехал в Чехию, где его якобы напали бандиты и забрали машину. Однако сам потерпевший не сообщил сразу в полицию, потому что его, видите ли, три дня держали связанным в какой-то квартире ...
Понятно, что и «немецкий казах», и задержан в Закарпатье российский перегонщик - члены международной банды, специализирующейся на похищении престижных иномарок для дальнейшего сбыта их в России.
Когда закарпатские таможенники совместно с СБУ начали распутывать аферу, водитель «Мерседеса» неожиданно исчез, оставив иномарку. И уже 10 сентября попытался перегнать из Румынии через таможенный пост «Порубное» Черновицкой области серый джип «Тойота Лендкрузер», тоже 2000 выпуска. Таможенникам предъявил фальшивый документ о регистрации джипа в Беларуси. На самом деле «Тойоту» эта была украдена прямо из автосалона в Мюнхене. Пришел человечек, предъявил паспорт и сказал, что хочет купить этого джипа. Ему позволили «попробовать, как едет», а он бросился куда глаза глядят. Паспорт же оказался краденым ...
Автоворы хорошо наладили свой бизнес. Одни воровали престижные иномарки под заказ и дешево продавали перекупщикам. Скажем, ворованный «Мерседес» ценой 30 000 долларов шел за десять. Другие поставляли фальшивые российские документы на машины. Ворованные машины гнали из Германии в Чехию или Польшу. Далее из России приезжал перегонщик, которому платили 500 долларов. Он цеплял на машину поддельные российские номера, наклейки «RUS» и другой антураж.
Через польскую границу злоумышленники ехать боялись, потому что поляки особенно тщательно «шмонают» российские машины. За это им хорошо платят немцы, на территории которых эти машины в основном и воруют. Легче проехать венгерский или румынский границы. В Украине они выбирали не мощные таможенные посты типа «Тиса» в Чопе, где усиленный таможенный контроль, а маленькие - «Лужанку» и «Вилок» на Закарпатье, «Порубное» в Черновицкой области.
На украинской границе россияне объясняли, что возвращаются домой из Европы. Для убедительности предъявляли «зеленые карты», которые свидетельствовали, что авто действительно выезжало из России. На самом деле в Бресте аферисты покупали чистые бланки, куда вписывали данные украденных авто.
В России иномарки шли тысяч на пять долларов дешевле их рыночной стоимости. Чтобы легализовать такую машину, москвичи и питерцы (как признался на следствии один из задержанных в Закарпатье россиян) связывались со страховой компанией в Германии. Немцам предлагали тысяч пять откупной, чтобы они сняли машину с регистрации. В основном те соглашались, потому что хорошо знают, что вернуть из России украденное авто (это при условии, если его найдут) очень трудно. «В таких иномарках у нас ездит пол-Москвы, в том числе и немало правоохранителей», - откровенничал тот же перегонщик.
По информации заместителя начальника следственного отдела УСБУ в Закарпатской области Богдана Тиводара, спустя эти два обнаружены каналы злоумышленники перегнали в Россию в течение 2000-2001 годов около 30 иномарок. Теперь ими занимаются российские правоохранители.
А россиян Анатолия и Бориса приговорам закарпатских судов осуждены условно. Они лишились всех трех машин. Джип «Тойота», «Мерседес» и «Ауди А6», общей стоимостью полмиллиона гривен, конфискованы в пользу Украины.
PS Сейчас во дворе закарпатского УСБУ стоят еще две украденные в Германии иномарки - джип «Тойота Лендкрузер 100» и «Фольксваген Пассат». Другие российские перегонщики пытались перевезти их через таможенные посты «Чоп» и «Ужгород». Итак, наша бедная казна имеет шансы пополниться новым конфискатом ...