фото bagnyuk.com
Очевидно, Святаш оказался в беде. Дело даже не в том, что он стал беднее. По рейтингу "Фокуса", в 2011 году состояние Святаша оцениваются $ 78,4 миллиона. Просто пришло время оплатить долги, а их у предприятий Святаша даже больше, чем стоят его многочисленные бизнесы.
В украинской власти давно существует так называемое автомобильное лобби, представленное владельцами крупнейших отечественных автопроизводителей. Именно из-за этих людей рядовые украинцы вынуждены платить $ 40 000 за авто, которые в США стоят $ 20000.
В частности, представители автомобильного лобби являются инициаторами вечных торгов вокруг ввозной пошлины на машины.
Когда Украина вступила в ВТО, именно лоббисты не позволили установить нулевую пошлину на ввозимые из-за рубежа.
Мечтой же отечественных автомагнаты является возвращение к 25-процентной пошлины вместо 10%, которые были установлены после вступления Украины в ВТО.
В последнее время существовали другие идеи. Например, предложение введения спецпошлины 33,4% и 47% - дополнительно к существующим 10% - для авто с двигателями 1000-1500 см³ и 1500-2200 см³. По оценкам экспертов, такие иномарки занимают 80% всего рынка. Итак, согласно этой идее, почти все новые импортные автомобили станут намного дороже.
Есть и другие предложения. Сейчас Минэкономики проводит специальное расследование по вопросу уязвимости украинского авторынка от импорта авто.
Оно началось по заявлению владельца Кременчугского автосборочного завода - КрАСЗ - Дмитрия Святаша. К процессу присоединился владелец корпорации "Укравто" Тариэл Васадзе. Первую скрипку в расследование правят автобусный гигант "Богдан" Петра Порошенко и производитель Skoda в Украине "Еврокар" - его представляет Олег Боярин.
Однако возникает вопрос. Было бы оправдано, если бы Украина защищала производство собственных автомобилей с громкими брендами, которые гарантируют качество, но в государстве не производят Ford или Nissan.
В нашей стране собирают ВАЗы и Hyundai, все еще корейские Lanos и Chevrolet, и еще китайское то, превращено в "национальный автомобиль" ZAZ Forza. Максимум, что производит Украина - это Skoda, которая все же является самой низкой звеном среди брендов Audi Group.
Но дело даже не в "шикарности" автомобилей. По критериям ВТО, ни одно из предприятий, производит эти транспортные средства, не является отечественным производителем (в Украине они такой статус, конечно, имеют). Причина - на самом деле, в Украине происходит легкая сборка того, что было произведено за рубежом.
В отличие от России, производители действительно качественных авто не спешат переносить производство в Украину. Хотя, казалось бы, внутренний рынок страны огромно.
Почему этого не происходит, можно только рассуждать. Видимо, из-за тотальной коррумпированности, неуважение к честной конкуренции и права собственности в Украине. Или же их не пускают те, кто в этом не заинтересован.
Так, до вступления в ВТО в Украине даже собирали "Мерседесы". Но это было, во-первых, сборка автомобилей, которые к этому собрали и протестировали за рубежом. А во-вторых, продавали эти машины так же дорого, как и импортные. То есть, это был бизнес, целью которого было не построение качественного и более дешевого отечественного авто, а получение как можно большей прибыли.
Возвращение такой ситуации стремится автомобильное лобби. Ведь производство плюс сбыт дает гораздо большую прибыль, чем просто сбыт.
А на случай, если в Украине захотят прийти настоящие производители (как в Россию пришли Toyota, Nissan, Ford и GM), существует прочная границу, созданный за годы. Ветераны авторынка рассказывают, что лет пятнадцать назад в Украине было легко создать автомобильное производство. Завезти двигатели и другие комплектующие было очень дешево, а собрать их в единый продукт - нетрудно.
Однако затем возникли осложнения. Стало невозможным получить технические разрешения, а тем более - поставить на учет изготовленную машину. Впоследствии начали расти пошлины и сборы на ввозимые авто и начали производиться первые "дешевые" Украинские автомобили.
Неудивительно, что у населения появилось стойкое недовольство теми, "благодаря" кому приходится существенно переплачивать. Кто эти «виновники», понять нетрудно.
Делая качественные автомобили невероятно дорогими, автомобильное лобби продает внутри страны на порядок дешевле "банки" или завозит полуфабрикаты для крупноузловой сборки, чтобы продавать собранные машины той же высокую цену.
Можно не сомневаться: если бы в Украине был открыт границу, ни один человек в здравом уме не покупала бы старые корейские и китайские разработки, которое подаются как "национальные" автомобили.
На этом искусственно сделанном поле игры автомобильное лобби получает сверхприбыли. Создав препятствие в виде пошлины, оно может продавать свою продукцию гораздо дороже, чем следовало бы это делать на открытом рынке.
Конечно, эти доходы не демонстрируются, ведь надо установить еще больше пошлина, объясняя это необходимостью развивать национального производителя.
Такие желания вызывают природные сопротивление и непонимание среди автолюбителей.
Во-первых, они видят ситуацию в Европе и США, где за несколько тысяч евро или долларов можно приобрести вполне приличный подержанный автомобиль.
Во-вторых, самый мягкий эпитет, который украинцы используют по условно доступной продукции отечественных заводов - "ведро с гайками".
Однако совершенно неправильно считать, что автомобильное лобби составляет конкуренцию импортерам. Наоборот - это одни и те же люди.
Далеко не все украинцы хотят покупать "дешевые" национальные автомобили. Многие предпочитают заплатить больше, но управлять качественной машиной. На этих людях автомобильное лобби тоже зарабатывает - его представители являются крупнейшими импортерами.
Они ввозят Mercedes, Audi, Citroen, Jeep, Opel, Renault, Kia и авто многих других брендов. Эти же бизнесмены контролируют фирменные техстанции, которые дают гораздо больший доход, чем даже продаже автомобилей.
Впрочем, сейчас речь не о качестве, а, скорее, о причинах "феноменальных успехов" украинских автопроизводителей.
В судах набирают обороты процессы вокруг одного из самых влиятельных представителей автомобильного лобби Дмитрия Святаша - одного из фаворитов Партии регионов в Харькове .
Он является активным участником автомобильного лобби, и его бизнес-модель очень напоминает то, что изложенное выше.
Судебные процессы, о которых будет дальше идти речь, позволяют понять, как он попал в рейтинги самых богатых людей Украины. Ответ оказывается довольно простой, если напротив оценки состояния бизнесмена поставить сумму, которую задолжали его предприятия.
Да, он не воровал, а хотел развернуться еще шире. Накануне кризиса предприятия "регионала" успели набрать миллионных кредитов. Очевидно, Святаш рассчитывал на дальнейший рост рынков, но не получилось, и теперь финучреждения "Хотят крови" . А бизнесмен - напротив, платить не хочет.
История успеха
Святаш является своеобразным украинским Березовским, разве что меньшего масштаба. Как и БАБ, он в свое время решил заработать миллионы на желании рядовых украинский иметь собственные "Жигули", а затем - еще и другие марки авто.
Как и в случае с Березовским, его первое образование было довольно далека от автомобильной темы - Харьковский медицинский институт, специальность "педиатрия". В 1994-1997 годах он был интерном в Харьковской городской клинической больницы №30.
С 1997 года, когда ему было 26 лет, он ушел в бизнес и стал президентом компании "Автоинвестстрой" - "АИС". Через десять лет состояние его и его партнера Василия Полякова оценили $ 200 млн. В июне 2012 года Святашу исполнится 41 год.
В парламенте Святаш уже десять лет. Впервые харьковский бизнесмен был избран в Верховную Раду в 2002 году на одном из округов Харьковщины.
Тогда он входил во фракцию лояльного Леониду Кучме блока "За единую Украину", затем перешел во фракцию Народной партии Владимира Литвина. В конце 2005 года Святаш третий раз сменил "прописку" - на этот раз на "Регионы Украины".
В 2006 и 2007 годах бизнесмен уже избирался в парламент от Партии регионов.
на сайте «АИС» можно найти информацию, что эта корпорация контролирует более 10% автомобильного рынка Украины. Основной вид деятельности - продажа новых легковых, коммерческих, грузовых автомобилей, спецтехники и автобусов.
"АИС", в частности, является эксклюзивным импортером российских марок ГАЗ, УАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ, ГолАЗ, КАвЗ, официальный дилер марок ВАЗ, КАМАЗ, МАЗ, ИЖ, УРАЛ. Также фирма Святаша является дилером марки AUDI, Citroёn, импортером марок SsangYong и GEELY.
Корпорация имеет 34 торгово-сервисные предприятия и центры, 34 СТО, 40 магазинов запчастей, распределительный центр - логистический центр по приему, хранению и распределению автомобильных запчастей, региональный таможенно-лицензионный склад.
Также «АИС» принадлежат автоцентры Citroen, SsangYong, Chevrolet Niva, ГАЗ, Geely, Audi в крупных городах Украины, автотранспортная, страховая и финансовая компании.
на подъеме
До кризиса дела в Святаша шли хорошо. В 2008 году журнал "Фокус" оценивал состояние депутата $ 200 млн . Кроме денег, издание отдало должное влияния Святаша.
Тот - видимо, не без участия "Укравто" Тариэл Васадзе - сумел сохранить ощутимое ввозную пошлину на импорт автомобилей в то время, как правительство массово отменял этот вид бюджетных платежей. В итоге, импортные автомобили оставались слишком дорогими, и многие решал покупать отечественные машины.
Близость к Партии регионов и близость к богатого человека Харькова Александра Ярославского обеспечили "аисивцю" надежную "крышу". С тех пор Виктор Янукович стал президентом, не было ни одной новости о том, чтобы в Святаша возникли проблемы с властями - даже с одиозными Михаилом Добкиным и Геннадием Кернесом.
Если заглянуть на страницу Святаша на сайте Верховной рады, то можно увидеть, что он аккуратно ходит на заседания, голосует, вносит законопроекты. На самом деле в Верховную Раду он лично не появляется. Как и другие товарищи по партии, он отдал свою карточку и и движется в одном ритме с правой рукой Михаила Чечетова.
Видимо, за это Святаш получает решения некоторых своих вопросов. Наверное, это иммунитет от преследований судов и правоохранительных органов, который автоматически получают народные депутаты, и, конечно, неприкосновенность другого типа. То, что депутат до сих пор продает автомобили Audi в сердце "регионалов" - Донецке, говорит о многом.
Как возникли проблемы
Однако сейчас политическую "крышу" стал для Святаша важнее, чем когда-либо до сих пор. Скоро выборы, и автомобильный король Харькова наверное пойдет в парламент . У него более чем достаточно причин, чтобы любой ценой снова сесть в депутатское кресло.
Очевидно, Святаш оказался в беде.
Дело даже не в том, что он стал беднее. По рейтингу "Фокуса", в 2011 году состояние Святаша оцениваются $ 78,4 миллиона. Просто пришло время оплатить долги, а их у предприятий Святаша даже больше, чем стоят его многочисленные бизнесы.
"Экономическая правда" нашла ряд постановлений хозяйственных судов разных регионов Украины, которые позволяют оценить размер задолженности компаний "регионала".
Информация о том, что успех его предприятий построен на заоблачных кредитам, появилась в интернете давно. Более того, региональная пресса сообщила , Что недвижимость семьи Святаша, которая была в залоге, якобы пошла с молотка.
По оценкам, совокупный долг компаний Святаша составляет около 5 млрд грн. Это $ 625 млн.
Судя по этому, бизнес регионала, который вместе с бизнесменом Василием Поляковым контролирует корпорацию «АИС», находится на грани банкротства. Причем, что необычно для нынешних времен, такая угроза появилась даже без участия государственных институтов вроде СБУ или налоговой.
(продолжение следует)