Навигация по сайту

Популярные статьи

Облако меток

Эксперимент Соломона Аша - влияние группы на поведение индивида

Продолжая рубрику " эксперименты "Хочу рассказать о серии лабораторных исследований, проведенных в 1950-х годах под руководством Соломона Элиота Аша , Целью которых было исследование влияния группы на поведение индивида. Вы, наверное видели видео в социальных сетях, где люди начинают делать то, что делала группа, когда они пришли (перед дверью собеседования, на ж / д вокзале) и сами не могли объяснить почему? Думаю, тогда эта статья будет Вам интересной, как минимум полезной.

Соломона Элиота Аша

Для начала разберем слово "конформизм", потому что именно это исследовал американский психолог польского происхождения. Это пассивное, приспособленческое принятия готовых стандартов поведения, безапелляционное признание существующего положения вещей, законов, норм, правил, безусловное преклонение перед авторитетами, игнорирование уникальности взглядов, интересов, предпочтений эстетических и других вкусов отдельных людей и т. Д. Правда, все чаще встречается конформизм по отношению ко всем, кроме самих себя, не только "авторитетов". Конформизм означает отсутствие собственной позиции доминантности, беспринципная и некритична покорность определенной модели, обладает наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция).

Суть эксперимента заключалась в следующем: студентов просили, чтобы они участвовали в проверке зрения. На самом деле, именно они были основной частью эксперимента, ведь все участники комнате, кроме одного, были «подставными лицами», а исследования состояла в том, чтобы проверить реакцию одного студента на поведение большинства.

Исследуемый входил в аудиторию, где полукругом стояли девять стульев, и садился на предпоследней. Один за другим появлялись другие восемь участников - «подставные лица», и занимали другие стулья. Аш показывал группе две карточки: на первой была нарисована одна линия, на второй - три риска различной длины. Вопрос звучал так: какая линия на другой карточке имеет ту же длину, что и линия на первой карточке. Это был несложный тест: ответ был очевиден, поскольку линии отличались на пять сантиметров. Исследуемый отвечал восьмым. В задачи студентов входило объявление вслух их мысли о длине нескольких линий в ряде показов. «Подставные лица» давали одну и ту же, явно неправильный ответ.

Когда подопытные отвечали правильно, многие из них испытывали чрезвычайный дискомфорт. При этом 75% испытуемых подчинились существенно представление большинства крайней мере в одном вопросе. Общая доля ошибочных ответов составила 37%, в контрольной группе одну ложную ответ дала только один человек из 35-ти. Когда же «заговорщики» не были единодушны в своем мнении, подопытные гораздо чаще не соглашались с большинством. Когда независимых испытуемых было двое, или когда один из подставных участников получал задание давать правильные ответы, количество ошибок падал более чем в четыре раза. Когда кто-то из подставных давал неверные ответы, но так же не совпадают с основным, ошибка также сокращалась: до 9-12% в зависимости от радикализма «третьей мысли».

Экспериментатор Аш построил ситуацию так, чтобы можно было выяснить, будут ли люди проявлять конформность даже тогда, когда правильный ответ очевиден. Оказалось противоположное тому, что психолог предусматривал: эксперимент обнаружил поразительный уровень конформности. Было обнаружено, что в этих условиях 37% исследуемых проявляют конформную поведение, то есть подчиняют свое мнение мнению группы.

Аш провел другой эксперимент (1957), который отличался от первого, и сопоставление его результатов хорошо иллюстрирует силу социального одобрения в формировании поведения. В этом варианте эксперимента ассистенты, как и в предыдущих, давали неправильные ответы в 12 из 18 случаев, но на этот раз реальные участники не будут произносили свои ответы громко, а писали их на листе бумаги. Теперь им не пришлось волноваться о том, что думает о них группа, потому что группа не могла знать, какие ответы они дали. Уровень конформности резко понизился, теперь люди соглашались с неправильными ответами в среднем лишь в 1,5 из 12 опытов.

Аш провел также исследование, в котором один человек из семи подставных давала правильный ответ. При таких условиях только 5% испытуемых соглашались с мнением группы. Итак, социальная поддержка снижает конформность. Когда есть хотя бы один человек, который является нашим союзником, мы можем оставаться верными своей позиции, осуществить сопротивление групповому давлению и избежать конформности.

В исследованиях Аша, проведенных с точки зрения техничности эксперимента очень тщательно, был получен ряд интересных данных. Прежде всего, указанные исследования благодаря применению четкой методики экспериментально подтвердили известный в жизни факт, что поведение человека, его мысли, оценки, взгляды существенно зависят от поступков, мыслей, оценок, взглядов, других людей.

Стремление быть принятым другими заложено в человеческой природе. Исследуемые Аша сами знали правильный ответ, однако большинство из них давало неправильные ответы. Дело в том, что мнение группы была для них более весомой, чем очевидность и здравый смысл. Не только в «ситуации Аша», но и в жизненных ситуациях человек, подчиняясь большинства, больше всего боится быть «белой вороной», не такой, как все. Нормативный социальное влияние действует в нашей повседневной жизни на многих уровнях.

На основе бесед, которые проводились после эксперимента, Аш обнаружил, что не было ни одного испытуемого, для которого оценки группы были бы безразличны. Как те, что поддались давлению группы, так и независимые, испытывали дискомфорт, тревогу.

Конформное поведение определяется не только особенностями группы, но и особенностями самого человека - члена группы. В природе человека заложено стремление быть «своим» в значительных для нее группах. Итак, член группы меняет свою позицию не потому, что в процессе обсуждения познает что-то новое для себя, а просто потому, что стремится сохранить свое положение, свои позиции в группе.

Кроме того, поскольку членство в группе становится для человека частью самосознания, то разрыв с группой означать также деформацию той части самосознания, которая касается идентификации с группой. Именно по этим причинам большинство людей демонстрирует чрезмерную лояльность по отношению к группе и воспринимает ее установки даже в более экстремальном виде, чем они есть на самом деле. Исследование этого вопроса фокусируются на двух аспектах индивида: личность и пол.

Соломон Аш предположил, что люди с низкой самооценкой более склонны к конформности, потому что они боятся быть отвергнутыми или наказанными группой. Исследование, которое проводил Г. Крачфилда, рассматривая личностные черты и конформность, подтвердил существование взаимосвязи между самоуважением и нормативной конформностью.

Исследования показывают, что в случае, когда в группе имеет место сильный социальное давление, для людей нонконформистского типа на первый план выступает потребность подтвердить свою Я-концепцию (самооценку). Вместе с тем, такой человек будет пытаться создать ситуационную идентичность, которая соответствовала бы его образа Я в социальном окружении. Человек ярче проявляет индивидуальность и утверждается в своей уникальности, когда противостоит сильному а не слабом социальному давлению. Другие исследования также показали, что люди, испытывающие сильную потребность в одобрении окружающими, чаще проявляют нормативную конформность.

Вторая личностная переменная, которая рассматривается в связи с конформностью - это пол. Различия между мужчинами и женщинами наиболее характерны для ситуаций, в которых давление группы, то есть когда окружающие люди могут непосредственно наблюдать, насколько Вы с ними согласны (например, в эксперименте Аша, где каждый может слышать, как Вы отвечаете: так как другие, или иначе). Встречаясь с этим типом социального давления, женщины проявляют большую склонность к конформности, чем мужчины. Следует отметить, что различия между полами в устойчивости чужому влиянию целом не очень большие, к тому же они зависят от ситуации, в которой осуществляется это влияние.

Конформизм - явление культурно-историческое. Это было доказано кросс-культурными исследованиями. Социальные психологи Род Бонд и Питер Смит провели (1996) метаанализ (метаанализ - это статистическая техника, которая позволяет комбинировать данные большого количества исследований и получать статистически значимый общий результат) 133 экспериментов по схеме Аша по оценке длины линий, поставленных в 17 странах: США, Канаде, Великобритании, Франции, Голландии, Португалии, Японии, Гонконге, Фиджи, Зимбабве, Заире, Гане, Бразилии, Кувейте и Ливане.

Ученые пришли к выводу, что на характере нормативного социального влияния существенно проявляются культурные ценности общества. Участники эксперимента, которые принадлежали к коллективистских культур, обнаружили более высокую степень конформности в своих суждениях о длине линии, чем такие же участники, принадлежащие к индивидуалистических культур.

В коллективистских культурах конформизм является положительной характеристикой, высоко ценится. Поскольку в таких культурах группа имеет приоритет над отдельной личностью, люди, принадлежащие к ним, положительно оценивают нормативный социальное влияние, потому что он обеспечивает гармоничные отношения и взаимную поддержку внутри группы.

Существуют многочисленные модификации методики Аша, однако суть их остается неизменной - это метод «подставной группы».

Вы, наверное видели видео в социальных сетях, где люди начинают делать то, что делала группа, когда они пришли (перед дверью собеседования, на ж / д вокзале) и сами не могли объяснить почему?