Ангелина ВИГОДНИК, ведущая научная сотрудница Музея волынской иконы
Образ «Сретение Господне». Кон. XVIII - нач. XIX в. Происходит из храма мучеников благоверных князей Бориса и Глеба с. Романов Луцкого районного деканата. Материалы и техника: дерево (липа), левкас (грунт из мела и клея), масло, резьба, золочение. Сохраняется в Музее волынской иконы.
Сретение Господне - один из двенадцати самых больших праздников Православной Церкви. Оно было установлено церковью как торжественное напоминание о принесении в храм Пресвятой Богородицей Иисуса Христа на 40-й день после рождения. Слово «сретение» означает «встреча». Это встреча Ребенка Христа с праведником Симеоном, это и символическая встреча Нового и Старого Заветов. В этот день в церквях традиционно освящают и зажигают свечи как напоминание о словах Симеона Богоприимца: «... свет во откровение язычников ...».
Иконография Сретения сложилась на основе рассказа евангелиста Луки. На иконах, фресках, миниатюрах основа изображения - как передает Богородица Дитя на руки Симеону. За плечами Богоматери традиционно изображают Иосифа Обручника, который держит в руках голубей. Позади Симеона изображают пророчицу Анну. Есть два варианта изображения места действия Симеон встречает Святое Семейство на пороге храма или Сретения происходит перед престолом.
На многих иконах этого праздника можно увидеть красную завесу, которая напоминает об устройстве ветхозаветного иерусалимского храма: она отделяла вход в Святая Святых. Более поздние иконы (XIX в.) Иногда дополняются новыми деталями, которые часто имеют поучительный характер. В нижней части изображают будущее спасение тех, кто принял Христианство, и адские муки тех, кто не признал Христа. В левом нижнем углу вмещают Симеона по написанию пророчества, а в правом - ангела, указывает на его осуществление. В верхней части изображают ангела, сообщает о страданиях, ожидающих Богородицу. Часто завершает композицию Бог-Отец, который восседает на Херувимах.
В иконографии отражено и богословское содержание Сретения - встреча Ветхого и Нового Заветов: Богоматерь и Иосифа изображают в движении слева направо, а праведных Симеона и Анну - справа налево. Там, где они встречаются, Богоматерь передает Божью Ребенка на руки Симеону, и тот принимает Его на руки, покрытые пеленами, как принимают только Великую Святыню.
В Украине древнейшим образцом сцены Сретения есть фреска XII в. в Кирилловской церкви Киева. В волынском иконописи этот сюжет мало распространен. Иногда он бывает в стенописи храмов, празничного рядах иконостасов и используется для написания храмовых икон Сретенских церквей. В коллекции Музея волынской иконы хранится фрагмент иконостаса, в круглой живописной части которого помещено композицию Сретения. Действо происходит на пороге храма. На фоне бело-охристых стен храма с колоннами и ступеней входа изображена сцена встречи Иисуса Христа с Симеоном Богоприимцем. На первом плане - Богородица и Симеон, только принял от нее Богомладенца Христа. Маленький Иисус в белой рубашке и белых пеленах полулежит на руках старца, сложив на груди ручки. Седовласый праведник, склонив голову, внимательно смотрит на Дитя. С Сына не обманывает глаз и Богоматерь, наклонившись и протягивая руки к Нему. Позади Нее - обручник Иосиф, он с интересом и ожиданием смотрит на Симеона Богоприимца, держа перед грудью корзиночку с двумя голубями для жертвоприношения. Наблюдает за действом и пророчица Анна, выглядывая из-за спины Симеона. Захвачена увиденным, одну руку она прижимает к груди, другую - подняла, раскрыв ладонь, в пророческом жесте. Лики персонажей просветленные. Общий радостное настроение события творят и яркие цвета одежды участников действа: охристые, зеленые, разбеленный желтый, красный и среди них белый цвет одежд и пелен Иисуса Христа, является смысловым центром цветовой композиции. Художник старается передать ощущение большой радости, светлого праздника ожидания встречи с Господом, донести это чувство до каждого верующего. И очень важно, чтобы каждый человек встретила в душе Бога с чистым сердцем, с большим благоговением, с благодарностью Господу и надеждой на Него.
Вол. епарх. видом.- 2010.- № 2 (63)