Не граничит политический расчет и по-человечески справедливый суд самодержцев с грехом? Где проходит эта граница и почему русских князей Ольгу и Владимира причислен к лику святых равноапостольных, если при жизни и властвования они были детьми своего времени, жестоких и сложных политических и социальных обстоятельств и вызовов?
24 июля Церковь отмечает День памяти блаженной княгини Ольги, а 28 - святого равноапостольного князя Владимира Великого. Кем были эти правители, которое их место в становлении христианства в Украине и в чем они могут быть образцами для нас сегодня общаемся со специалистами и экспертами кафедры богословия Украинского католического университета.
Петр Сабато, доктор литургического богословия, доцент кафедры богословия УКУ:
Одно из требований и условий провозглашения лица святой - создание при ее посредничестве чудес. Поскольку после смерти княгини Ольги на ее могиле долгое время не происходили чудеса, то ее сразу Киевская Церковь причислила к лику святых. Несмотря на отсутствие чудес тело княгини было нетленным. Известно, что она умерла 11 июля (по старому стилю) 969 года. Однако когда около 1000 года князь Владимир Великий и Киевский митрополит Леонтий переносили ее мощи в Десятинной церкви, то через окошко гроба можно было увидеть тело, которое сохраняло свой первоначальный вид. Об этом свидетельствуют монах Иаков и Нестор Летописец. Интересно, что вера народа в покровительство княгини перед Богом была очень большой сразу после его смерти. Об этом свидетельствует появление изображений княгини Ольги в первой половине XI века не только в Киевской Руси, но и в Византии. Догадываемся, что именно тогда при ее посредничестве начинают осуществляться первые чудеса, поскольку в XII в. ее имя уже имеющееся в списке святых Киевской Церкви.
Родители княгини Ольги, как отмечают почти все исследователи, скорее всего были язычники, но воспитали дочь честным и порядочным. О его порядочности рассказывает церковное предание: когда однажды молодой князь Игорь, прибыв из Киева, осматривал свои владения, он встретился с молодой и очень красивой девушкой Ольгой и хотел склонить ее к греху, но она была не только красивой, но и умной и целомудренной . Не боясь гнева молодого князя, она напоминает ему о княжеское достоинство обладателя и судьи, который должен быть светлым примером добрых дел для своих подданных, а не наоборот. Присоромившы князя, молодая Ольга дает ему мудрый урок и этим оставляет навсегда память о себе в сердце. Когда пришло время выбирать князю Игорю невесту, то ни одна из киевских девушек пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил о встрече с Ольгой и послал родственника с задачей привезти красавицу в Киев, чтобы он мог жениться на ней.
Согласно различным историческим источникам, Ольга была не только женой, но и мудрой помощницей и советчицей князя. После убийства древлянами Игоря в 945 году княгиня хитро мстит им и от имени сына Святослава княжит в Киеве до 964 года. Важную роль в управлении государством сыграло принятие христианства и личное крещение Ольги, которым она сильно подняла не только личный авторитет, но и всей Киевского государства в глазах Византии и христианских правителей Западной Европы.
Княгиня Ольга, во святом крещении назван Еленой, как свидетельствуют источники, не только по политическим мотивам приняла христианство, но и по личным убеждениям. Христианская вера сильно повлияла на ее жизнь и с жестокой и кровавой языческой правительницы превратила в обладательницу-христианку не в слове, а на деле. Она делает много дел милосердия для бедных, вдов и сирот, а кроме того, строит храмы и монастыри. Даже принимает меры, чтобы народ Киевской Руси принял Христову веру, однако, принимая во внимание тогдашние политические обстоятельства в стране, все же не решается на общее крещение своих подданных. Она старалась обратить своего сына Святослава на христианскую веру и, несмотря на то, что это ей не удалось, он перестал преследовать христиан, а его сын, благодаря ее воспитанию, совершил акт Крещения народа в 988 году, чего Ольга очень хотела протяжении всей жизни. Доказательством того, что княгиня самом деле была ревностной христианкой, является ее завещание, в котором она просит, чтобы ее после смерти похоронили по христианскому обычаю и на гробе не производили языческой тризны.
В 1635 году митрополит Петр Могила, восстанавливая небольшую церковь на месте Десятинной, нашел мощи святой княгини Ольги. Там они хранились до XVIII веке, а спустя по приказу московского Святейшего Синода их тайно перезахоронены и место перезахоронения до сих пор, к сожалению, не известно.
Князь Владимир тоже не был провозглашен святым сразу после смерти. Причина этого может крыться в:
- способе его жизни перед крещением (шумные забавы, которые он устраивал для бояр, жизнь в достатке, что противоречило тогдашним представлениям о святости)
- отсутствия чуда после смерти;
- сопротивлении митрополитов-греков официальной канонизации.
На сегодня нет единодушия среди ученых, когда произошла канонизация князя. Существует по меньшей мере три разные версии. Поскольку письменные упоминания о Владимире в литургических текстах отсутствуют до 1240 года, то его канонизация к тому времени невозможна. До установления праздника в Церкви в честь святого Владимира привела Невская битва, состоявшаяся 15 июля 1240, в которой князь Александр одержал блестящую победу над шведами. Символическая дата, на которую приходится смерть Владимира Великого (по старому стилю) и победа над войском противника, позволила расценить результат битвы как особое покровительство покровителя Руси. Канонизация его состоялась в Новгороде по инициативе князя Александра. Из тогдашних литературных памятников первая литературная упоминание о Владимире как святого содержится в Галицко-Волынской летописи и датируется 1254 годом. Более точная информация об этом представлена в «Жизни Александра Невского», помещенная в Лаврентьевской летописи под 1263 годом. На основе этих показаний можно сделать вывод, что культ князя Владимира сложился в первых десятилетиях после монголо-татарского нашествия 1240 года. Поскольку ни одна из версий канонизации не является окончательно убедительной, то исследователи пришли к выводу, что процесс канонизации и церковного почитания князя был поэтапным, а его формирование на протяжении истории подвергался определенных противоречий. Например, хотя зачисления Владимира к лику святых состоялось не быстрее второй половины XIII века, но церковное почитание крестителя Руси в тех или иных формах существовало и раньше. Стимулом к церковной прославления послужил ряд произведений, написанных в XI веке, которые имела целью идеологически осмыслить жизнь и деятельность князя и его место в национальной и мировой истории. В этих произведениях Владимир предстает не только крупным государственным правителем, но и апостолом Русской земли. Наибольшей его добродетелью принято считать добродетель милостыни, а внедрение христианства приравнена к поступку императора Константина Великого. На вечерние Святая Церковь прославляет князя такими словами: «Словом и делом уподобился ты, славный Владимир, к великому Константину, который по христианской эпохи родился, но долгие годы провел в язычестве. Ты от язычников происходил, однако полюбил Христа, тебя полюбил. Отойдя с радостью к Господу и не переставай молить нас, что чтим твою память ».
Став киевским князем в 980 году, Владимир направил свои усилия на консолидацию племенных княжеств вокруг Киева. Тогдашняя Русь - это разные племена и народы, которые придерживались своих исконных обычаев и традиций, верили в своих богов, в основном были разными даже у родственных племен: отличались языком, бытом, а самые - и образом жизни. Понятно, что при таких условиях территориальное единство государства, поддерживаемая только силой оружия, была довольно иллюзорной. Чтобы вырастить мощную империю (а именно такое намерение было Владимир), князь должен был потрудиться над идеологическим обоснованием своих политических поступков. Именно поэтому одним из первых его мероприятий после получения великокняжеского престола было создание в Киеве нового языческого пантеона, состоящий из шести идолов - верховных божеств шести главных восточнославянских племен: полян, северян, древлян, дреговичей, кривичей и ильменских словен. Это были: Даждьбог, Хорс, Перун, Стрибог, Симаргла и Мокошь. Итак, от времени пребывания на Киевском престоле до момента крещения князь Владимир ввел языческую религиозную реформу, целью которой была консолидация русских земель под протекторатом Киева, и совершил ряд военных кампаний, результатом которых стало расширение территории государства и открытие новых торговых путей. Это привело экономический рост государства через уплату дани подчиненных княжеств, которую князь использовал на ее развитие. Территория Киевской Руси охватывала более 800 000 километров. Это уже было не намрияна, а вполне реальная империя - крупнейшее государство Европы того времени.
Главным событием в жизни Владимира Святославовича было его крещения, в корне изменило жизнь великого князя и в будущем сказалось на всей его политической и общественной деятельности. В первую очередь нужно отметить, что он был знаком с христианством из детства - был внуком княгини Ольги-христианки и некоторое время воспитывался под ее опекой вместе с братьями Ярополком и Олегом. Кроме того, существует большая вероятность, что его мать Малуша тоже была христианкой.
Митрополит Киевский Иларион в «Слове о законе и благодати» пишет, что обращение Владимира - результат его самостоятельного поиска Бога и благодати Святого Духа. Вероятнее всего, что князь крестил один из византийских или варяжских священников в Киеве в конце 987 - начале 988 года. После крещения его деятельность была сосредоточена на христианизации Киевской Руси. В то же время в 990 году он проводит также реформу местного управления. Следствием которой стало то, что вместо племенных князей в большинстве земель были поставлены наместниками его сына. Она была направлена на ликвидацию местных династий и имела целью преобразования Киевской Руси на централизованное государство, возглавляемую киевским князем. Принятие христианства ускорило процесс строительства. В Киеве появляются христианские храмы, среди которых и Десятинная церковь.
Для регулирования отношений между церковной и гражданской властью князь Владимир провозгласил встал в котором содержалось детальное описания прав Церкви, предоставленных ей гражданской властью Киевской Руси, а также прав, происходят из природы Церкви как Божьей институты, поскольку после крещения Руси при княжеском дворе служили также люди, которые не хотели признавать его права и власть.
Владимира похоронили в Десятинной церкви, которую он построил, в притворе святого Климента, где мраморный гроб стоял рядом с гробом его жены Анны. Мощи Владимира после нашествия монголо-татар находились под обломками Десятинной церкви до первой половины XVII века. Митрополит Петр Могила, восстанавливая Десятинную церковь, нашел гроб князя и вынул из него мощи. Существует две версии обстоятельств этого события. Одна из них опубликована в «Краткий описании» Киево-Печерской лавры Самуила Миславского, согласно ей обретения мощей датировано 1636 годом. Другая, более распространенная и колоритная, с Лаврского рукописи XVIII века, указывает на год 1632. На сегодня председатель князя находится в большой церкви Печерского монастыря, кисть руки - в Софийском соборе в Киеве, одна челюсть - в московском Успенском соборе.
Празднуя память святого равноапостольного великого князя Владимира, в крещении названного Василием, просим, чтобы он выпросил у Бога для нашего государства мира, спокойствия и благополучия, избавил от нападения других народов, кровопролития, междоусобиц, распрей и охранял от града смертоносных болезней и всякого дьявольских козней. Этот праздник призывает нас так полюбить Бога, как его полюбил после крещения князь Владимир.
Игорь ВАСИЛИШИН, доктор литургического богословия, преподаватель кафедры богословия УКУ:
Вот и наступил июль - месяц святых украинского народа, когда мы вспоминаем наших любимых святых, особенно Антония Печерского, основателя Киевской Лавры, мучеников Бориса и Глеба, но особенно чтим просветителей Украины - Владимира и Ольгу. О них написано много, но каждый год во время празднования их памяти появляются новые аспекты их жизни и роли для нас.
Святых Владимира и Ольгу считаем равными апостолам, потому что именно проповедь Евангелие, которую они ввели, начала зарождения и распространения христианства на наших землях.
Эти князья не были простыми людьми. Однако и не принадлежали к иерархии Церкви. Князь Владимир не был ни священником, ни монахом. Ольга не была монахиней. К сожалению, несмотря на учения Церкви о роли мирян, до сих пор часто считают, что святость жизни, апостольство, проповеди Христа как словом, так и делом - это прерогативы духовенства и монахов, а для простых людей все это не обязательно.
Святые Владимир и Ольга просветили наш народ светом Христовым. В литургических текстах, посвященных их памяти, отмечается как в качестве Божественной красоты, так и в качестве Света, того Света, которым является Иисус Христос. Эти святые жили в языческом мире, среди людей, далеких от понимания Бога и Его заповедей. Более тысячелетия прошло, но многие из нас до сих пор живут так, будто Христос не пришел. Общеизвестным является социальное служение святого князя Владимира нуждающимся и бедным, его любовь к народу, а также обращения от многоженства христианскому супругов. Ольга также была хорошей христианкой. Эти факты достойны подражания. Лучшая дань памяти нашим просветителям - это каждому из нас стараться вести настоящее христианской жизни. Быть христианином, сыном или дочерью Света, среди современных вызовов темноты - это собственно и верность той традиции, которую передавали нам наши предки на протяжении тысячелетия, и живет современное общение с ними чрез молитву и участие в богослужениях. Именно честность в повседневной жизни, справедливость, а главное - любовь к Богу и людям, должны управлять всеми нашими ежедневными действиями и вызовами. Чтобы простая обычный человек мог сказать: «Вот это действительно праведник! Вот это святой человек! ».
Времена княжества были несколько отличными от наших. Если царь, князь или царица принимали христианство, то и весь народ, чтобы не стать враждебным к монархам, делал то же самое. Сегодня каждый может выбирать: быть ему христианином или нет? Но и тогда, и теперь, были и есть как формальные христиане, так и те, что действительно стали открытой книгой Евангелия миру.
Текст тропаря святому князю Владимиру сравнивает его с евангельским купцом, который ищет ценной жемчуг и находит этот бесценный клад - Христа, исцеляет Его от слепоты душевной и телесной. А в тропари святой Ольге указано, что благодаря «крыльям богорозуминня» она «взлетела выше видимого творения». Размышляя над жизнью святых, мы начинаем понимать, что свою миссию в мире они наполнили благодаря Христу, который действовал в них. Они открылись Ему и пошли по Его зову. И если эти наши покровители такие прекрасные, то каким прекрасным тогда является сам Господь Иисус Христос
Андрей ШКРАБьЮК, переводчик и исследователь литургически-богословских текстов, УКУ:
Если в общих чертах посмотреть на блаженную княгиню Ольгу и святого князя Владимира Великого, то они, по моему мнению, уже давно не могут быть образцами для нашей эпохи. Как ими больше не могут быть владыки Римской империи - правитель IV века Константин и его мать Елена. Почему? Во-первых, хотя все эти святые есть в церковном календаре и мы их чтим, однако они не могут быть одинаково актуальными для каждого из нас. Нельзя говорить о том, что мы чтим всех святых одинаково. У каждого человека, когда она глубже входит в Церковь и начинает познавать жития святых, так или иначе возникает созвучие с каким-то конкретным святым, но не со всеми. Когда в молитве мы общаемся со святыми или просто размышляем над их жизнью, то наши переживания могут быть вариативными: одни святые нам близки, а другие, как звезды в небе, космически от нас далеки, и чувствуем, что не пошли бы путем этих людей. Конкретный святой может быть актуальным для конкретного меня, потому что только конкретное лицо может проникнуться чьим житием.
Во-вторых, равноапостольные Владимир и Ольга уже не могут быть актуальными еще и потому, что они, как и Константин и Елена или, например, святой Стефан, святитель и просветитель Венгрии, или какие-то другие святые, Которые были основателями христианства в конкретном государстве, жили в другую эпоху, жили в эпоху патриархального коллективизма в обществе. Что значит патриархальный коллективизм? Это когда принимается на веру как полная святыня все, что говорит глава рода, его старейшина, и ты НЕ имеешь права на собственное мнение и выбор. Князь Владимир и княгиня Ольга - это святые, жившие в такую эпоху и, будучи князьями, условно говоря, были патриархами, определитель политики, по которой люди не могли иметь никаких сомнений, потому что полностью зависели от правителей: что сказал князь, как он постановил, так оно и будет. Поэтому оба были глубоко погружены в политику. На их руках много крови, как и на святом императоре Константине, который вел многочисленные войны и хотя созвал И Вселенский собор, сам не хотел даже крещение принять, а крестился уж на пороге смерти. Хорошо известно, как поступила княгиня Ольга с древлянами, когда сделала им микрогеноцид. Она наложила на столицу древлян дань в три голубя и три воробья от каждого двора, после чего приказала своим дружинникам отпустить птиц домой и научила, как правильно их поджечь, чтобы они успели долететь. Когда люди убегали от пожара, их убивали или брали в плен.
Князь Владимир в духовной жизни тоже прошел через много перипетий. Он метался между разными верами. Об этом свидетельствует не только знаменитая легенда, как Владимир Великий посылал послов в разные страны мира, чтобы выведать, где и как религия функционирует в пользу прочности и силы государства, но и тот факт, что Владимир Великий восстановил пантеон языческих богов, думая, что утвердит общую религию для всей Руси. Так же знаем, что тому, кто возглавлял в княжеские времена государство было практически невозможно не быть воином. А что значит быть воином? Это - быть жестоким, быть, как теперь говорят, «мачо», который в бою умело размахивает мечом, имеет воинскую доблесть.
В этом смысле Ольга и Владимир для современного общества никак не могут быть образцами. Я сомневаюсь, что таких людей теперь бы провозгласили святым. С таким количеством крови на руках и метаний сегодня не могли бы канонизировать.
Мы живем в личностном обществе, когда каждый человек - посол в разных религий и выбирает себе, во что она верить. Как Владимир когда-то высылал послов, так теперь и мы делаем. Каждый из нас микрокосмосом и сам для себя может выбрать, что ему больше нравится. Мы уже не живем в обществе, где можно было бы выбрать одну веру для всех. Например, хотя в Галичине большинство населения себя идентифицирует с Греко-Католической Церковью, это не значит, что все относятся только к этой Церкви. Здесь есть и православные, и католики, и протестанты. Эпоха единой для всех веры уже закончилась. Это - другое время, другая ментальность, другая концепция общества. Мы живем не только в огромной временной расстоянии от равноапостольных Владимира и Ольги, но и в огромной психологической расстоянии, в которой они нам не могут ничем помочь. Но они являются своеобразными символами для Украины. Никто не задумывается теперь над всеми кровавыми моментами их жизни, как правило, люди воспринимают этих святых, как своеобразный образок, определенную мозаику, не слишком раздумывая над тем, что они делали.
Хотел бы обратить внимание, что быть святым не всегда означает прожить жизнь без греха, святой может быть человек, который выполнила какую-то важную миссию в пользу прославления имя Господа, возложенную на нее самим Богом.
Какие-то моменты из жизни княгини и князя могут быть для нас христиан очень поучительными. Представим, что мы открываем «Повесть временных лет» и читаем их жития. Можем ли мы что-то для себя взять? Обще - нет, но в деталях - можем.
Например, первое такое локальное поучения - личностная трагедия Ольги как женщины и матери: как женщины, потерявшей мужа, за что мстила древлянам, и матери-христианки, сыном которой является язычник. Хотя ученые не доказали на 100%, что Ольга была христианкой, но если княгиня действительно просветилась верой, то ее судьба была очень трагичной: женщина получила тяжелую возмездие за свою месть древлянам, когда потеряла сына для веры.
В случае с князем Владимиром локально поучительным для современной эпохи может быть аспект политического расчета: он принимал веру, чтобы сделать свое государство еще сильнее. Возможно, в каком-то таком прагматическом смысле это тоже могло бы быть жизненным примером и наставлением: надо хорошо выбирать, когда ты с чего можешь иметь жизненную силу и расцвет в чем. Потому что, согласно христианскому взглядом о человеке, каждый из нас княжит над собственным микроскопическим миром. Маленькая часть нашего мира нам подвластна: мы обладаем определенным количеством вещей, управляем отношениями с людьми, можем с кем-то пообщаться, а с кем - поссориться. Мы князья своего будущего. Можем его испортить, а можем, как князь Владимир, послать мыслительных послов в разные концы мысли и сделать правильный выбор: а может мне математикой заниматься? А может журналистикой? А может меня интересует материнство и больше ничего? То есть мы тоже является князьями, которые посылают послов в разные измерения жизненного пространства и выбираем, что для нас лучше. Еще можно нас сравнить с купцами, ищут хороших жемчужин, как князь Киевской Руси Владимир, тем более, что мы живем в выборе. Для многих было бы хорошим примером, князь после того, как принял христианство, лишился гарема. Как языческий обладатель он имел много женщин, но когда женился на византийской княжной Анной, то лишился его. Это не должно обязательно означать, что у нас есть гаремы, которых надо избавляться, но может также быть образом, который я посмею себе продолжить в очень хорошей христианской традиции аллегорий, например, образом наших ненужных страстей. Надо сосредоточиться на чем-то одном, главном, сосредоточиться на одной женщине. Каждый христианин, если хочет жить христианской жизнью, имеет отсечь от себя все вузы, которые связывают его с чем-то лишним, с разгульной жизнью. Гарем мужчине надо обслужить. Он отнимает очень много мужских сил. А когда ты столько сил отдаешь, то у тебя нет их на главное. Ты будто обладаешь большим количеством женщин и наслаждений, но они тебя порабощают и делают рабом. Надо искать что-то одно, главное. Как Владимир оставил себе одну женщину после принятия христианства, так и мы выберем себе что-то одно в нашей жизни - самое важное.
Беседовала Мария Всякий
источник: Христианский журнал «Христианин и мир»
Не граничит политический расчет и по-человечески справедливый суд самодержцев с грехом?Сегодня каждый может выбирать: быть ему христианином или нет?
Почему?
Что значит патриархальный коллективизм?
А что значит быть воином?
Можем ли мы что-то для себя взять?
Можем его испортить, а можем, как князь Владимир, послать мыслительных послов в разные концы мысли и сделать правильный выбор: а может мне математикой заниматься?
А может журналистикой?
А может меня интересует материнство и больше ничего?