Конец прошлого и начало нынешнего года отличился мощным фейсбучним мовосрачем, который вышел даже за пределы онлайн-пространства. Причиной стала история писательницы Ларисы Ницой - вот ссылка на пост , Который и вызвал взрыв эмоций. Позже появился еще один пост ( вот он ), Но и без него резонанс события оказался достаточным.
Куча взаимных обвинений (которые чем дальше, тем больше отходили от собственно темы поста), эмоции, сопутствующие тексты - с обеих сторон, видфрендження за "неправильную" точку зрения. Классический украинский политфейсбук, одним словом. Да-да, украинский, потому что с обеих сторон этой баррикады стояли как раз украиноязычные. В принципе, и это тоже классика - ничего нового, украинцы издавна любят спорить и ссориться друг с другом, чем вместе отстаивать свою позицию в борьбе с врагами. И можно было бы даже не обращать внимание на всю эту катавасию, если бы не значимость темы, поднятой Ницой в предновогодней суете.
Если свести все к схеме - это с одной стороны видим позицию "Ницой права, потому что она за украинский язык", с другой же имеем аргумент "Ницой неправа, потому хамка". Эти две позиции, как киплинговских восток и запад, не сойдется никогда (это же украинцы, не забывайте, им проще договориться с врагом - как Директория сбрасывала гетмана с помощью российских большевиков - чем между собой). Поэтому обсуждать, чья позиция аргументировано, чьи аргументы более мощные, чья мощность правдивее и кто прав истин ниша - нет смысла. Давайте поговорим о другом.
Кто-то где-то в этом бурном море моментов написал одну очень умную вещь. Звучит она так - "реакция Ницой неправильная не потому, что она, возможно, хамское, а потому, что она непродуктивна". Мол, надо давить на продавцов, которые упорно игнорируют просьбы украиноязычных покупателей, а на контору в целом, создавая соответствующий резонанс на высшем уровне. Этот момент и стоит обсудить.
Во-первых, я не считаю, что истерика на кассе - это настолько непродуктивно. Конечно, систему в целом это не изменит - системы не меняются снизу, простите, если кто-то в это верил. Но сам по себе случай, хорошо раскрученный, может повлиять на сознание низового звена. Кому же захочется, чтобы тебе чем-то бросили в лицо, правда? А прецедент уже есть. И здесь, рядом. Легче и безопаснее будет отреагировать и перейти на украинский. Впрочем, я прекрасно осознаю, что таких будет очень немного. Люди, в частности украинцы - существа очень инертны, ждать от них каких-то сиюминутных реакций и изменений было бы просто бессмысленно. У нас третий год идет война с Россией, а количество адептов секты братских народов до сих пор огромная. Именно поэтому истории, подобные Ницой, могут стать лишь катализатором или каким сопутствующим фактором. Основной удар по русскоязычному пространству должен быть нанесен в совершенно другой плоскости. В плоскости государства.
Сейчас я приведу вам три ярких примера. Пример первый - украиноязычный дубляж в кинотеатрах. Даже несовершенный (российские фильмы, например, почему-то показывали не из дубляжом, а с субтитрами), он сыграл свою роль. Люди привыкли смотреть мировое кино на украинском. И индустрия кинотеатра вымерла, как прогнозировали оппоненты украинизации, а живет и процветает.
Пример второй - квоты на радио. Согласно официальным данным, радиоаудитория после введения квот не уменьшилась, а даже несколько выросла. И украиноязычный контент для радиостанций нашелся, даже для нишевых. Есть определенные нарушения, некоторые станции крутят минимальный набор украинских песен (недалекость это руководства и ответственных за контент менеджеров, саботаж это или что-то другое - не знаю, но вопрос не в этом). Но в целом украинизация радио началась без особых проблем, если не считать такие феерическую истерику "любимого человека депутата Лещенко".
И пример третий. Помните, не так давно президент обратился к владельцам телеканалов с просьбой увеличить количество русскоязычного контента. Вы смотрели телеканалы в новогоднюю ночь? Если нет - вот вам результаты мониторинга . Говоря коротко и понятно, владельцы и топ-менеджеры телеканалов отправили просьбу Порошенко далеко и прямо.
А теперь обратите внимание. Два примера, которые сработали - это приказы. Третий - просьба. Более чем очевидно, что никакими просьбами, а также уговорами, убеждением, агитацией и другими добровольными мерами, "теплыми океанами" и т.п. про- и просто русский, ватный или безнадежно застрявшую в СССР публику не изменить. Это невозможно. Еще один пример, который у всех перед глазами - Крым, где местных русскоязычных жителей государственный язык 23 лет задела разве что легким дыханием ветерка, но, как только на полуострове появились "вежливые люди", все эти кримняши мгновенно забыли об очень мягкую украинизацию и затянули кремлевскую песню о страшных бандеровцев, которые все эти годы издевались над ним, несчастных.
Поэтому тратить ресурсы и время на убеждения - бессмысленно. Зато обществу надо приложить максимум усилий в давлении на власть. В первую очередь на парламент. Который, как мы увидели с голосования по радиоквотах , Вполне способен делать украинизационные шаги. А еще - Конституционный суд, который на днях возобновит рассмотрение конституционности закона Колесниченко-Кивалова. И так далее. Надо давить на все возможные властные звена, которые способны изменить языковую ситуацию в стране в пользу государственного языка. Хотите, чтобы вас обслуживали в супермаркетах на украинском языке? Пишите жалобы на работников - но не забывайте, что сами они и их руководители, владельцы сеть, не зачухаються до того момента, когда государство установит соответствующую норму. За которую будет назначено соответствующее наказание. Это будет действительно эффективно. Поэтому в первую очередь надо сотрудничать с властью - через различные движения, общественные организации и другие формы и объединения граждан. Влиять на власть можно и нужно, она это уже доказала некоторыми своими решениями. Влиять на бизнес нет смысла, он тоже доказал это своим упрямством в вопросе языка.
И напоследок - одна история, которую я время от времени рассказываю, чтобы напомнить рафинированной интеллигенции, как она ошибается в своем снобизме. Это произошло далекой осени 1995 года на львовской Привокзальной, в небольшой кафешке-столовой. В заведение зашел классический бомж - грязный и вонючий. Сначала прошелся по периметру, а затем начал приставать к посетителям, которые мирно обедали. Мое внимание привлекли два эпизода. Сначала бомб подошел к интеллигентного мужчину, который вежливо, с использованием фраз типа "пан", попросил бомжа не мешать ему. Это "пан" прозвучало раз пять - и не произвело на клошара ни малейшего впечатления. Только тогда, когда человек, понизив голос до шепота, попросил самопроизвольного собеседника отправиться в "пешее эротическое путешествие", то отчалил от стола.
Подойдя к другому посетителя кафешки. Этого можно было назвать типичным представителем малого бизнеса 90-х - напивкомерсант-полубандитами, соответственно одет. Этот субъект, а не замедляя голос, со старта, еще и отборной матюкоросийською, так послал бомжа, то не просто отстал от него, но и пулей вылетел из кафешки. 22 года прошло с того дня, а я продолжаю регулярно убеждаться, что разговаривать с людьми надо на понятном им языке. Если вы, конечно, хотите, чтобы они поняли, чего вы от них требуете.
Поэтому можно говорить о том, что Ницой в супермаркете поступила как хамка - а можно еще раз прочитать первую часть моей были. И увидеть очень четкую параллель. И продавец оказалась типичным "бомжом" с Привокзальной - поэтому никакие интеллигентские объяснения-просьбы-уговоры на нее просто не могли подействовать. Кстати, самой пани Ларисе неплохо было бы это понять. Сэкономит нервы и здоровье - а оно в борьбе за украинскую Украину еще ой как понадобится.
Кому же захочется, чтобы тебе чем-то бросили в лицо, правда?Вы смотрели телеканалы в новогоднюю ночь?
Хотите, чтобы вас обслуживали в супермаркетах на украинском языке?