НЕ боевые потери. О чем молчат Генштаб и Минобороны читайте здесь
Самоубийства, болезни и неосторожное обращение с оружием. такие основные причине не боевых потерь украинской армии в АТО , Как утверждает официальная статистика Министерства обороны.
Согласно этой же информации крайне редко встречаются случаи, когда бойцы погибают в результате отравления алкоголем. В 2016-м Минобороны насчитало только 10 таких погибших при общей сложности не боевых потерь - 256 военных.
Зато едва ли не все опрошенные автором источники информации сходятся в одном: злоупотребление алкоголем является основной причиной большинства не боевых потерь.
"Страшная война" с "аватарами"
Два года назад в казарме 24-й бригады в Яворове Львовской области умер 40-летний Петр С. В свидетельстве о смерти причиной гибели указали "внезапная смерть". Якобы у мужчины просто остановилось сердце.
На днях бывший начальник пресс-центра оперативного командования "Север" Анатолий Прошин вспоминает, что у погибшего случился эпилептический приступ. "То есть белая горячка - для большего понимания уточняет Прошин. - Это произошло или из-за употребления алкоголя, или из-за резкого прекращения употребления алкоголя".
Читайте также
Почему в свидетельстве о смерти указали "внезапная остановка сердца", Прошин не помнит. Говорит, что по каждому подобному случаю проводится служебное расследование, а окончательную причину смерти устанавливают по заключению судмедэкспертизы.
Для постороннего лица этот случай никак не ассоциируется со злоупотреблением военнослужащим алкоголя. Как и ряд других, которые произошли в АТО.
"Умер от сердечного приступа" или "умер от сердечной недостаточности". Часто именно под такой формулировкой скрывают смерти военных, произошедших вследствие злоупотребления спиртными напитками. Об этом автору рассказал один из врачей бригады, в прошлом году находилась на фронте.
Прошин также признает, что истории со смертями бойцов за злоупотребления алкоголем - не редкость: "В каждой волне мобилизации у нас было по 2-3 таких случая".
"Есть случаи, когда" аватары "захлебнулись своим рвотой, есть такие, которые падали с брони", - говорит Председатель Ивано-Франковской областной союза участников АТО, бывший военнослужащий 26-й бригады Андрей Долик.
Пьяницы на фронте страшны не только потому, что могут навредить своему здоровью. Военный с оружием в состоянии алкогольного опьянения - это еще и угроза для всего подразделения.
Так, пьяный военный может банально заснуть на посту. Это несет в себе смертельную опасность, если случается на опорных пунктах на линии фронта. Диверсионно-разведывательная группа может подойти незамеченным к позициям и уничтожить все подразделение.
Появление в армейских рядах мужчин, которые постоянно злоупотребляют алкоголем - это недоработки военных врачебных комиссий в военкоматах, считает Долик. И добавляет: они массово пропускали хронических алкоголиков во время 4-й, 5-й и 6-й волн мобилизаций, потому что нужно было выполнить план набора.
"Я был во второй волне, - вспоминает Долик. - Когда нас вывели с передовой, то где-то месяц до демобилизации мы учили четвёртого волну, которую только призвали. У меня сложилось такое впечатление, что подавляющее большинство бойцов привезли прямо с ЛТП ( лечебно-трудовой профилакторий, в которых во времена СССР отправляли на принудительное лечение от алкоголя, - УП). Заехали в ЛТП, всех постоянных забулдиг выгребли, посадили в автобус и отвезли в армию ".
Существует официальная статистика злоупотребления алкоголем военными, и какая часть мобилизованных и контрактников заболеваниями "хронический алкоголизм", узнать не удалось. Министерство обороны и Генштаб не пошли на общение с УП при подготовке этого материала.
Отпиской ответила и военная прокуратура. Сам же Анатолий Матиос в одном из своих интервью годичной давности подтвердил , Не боевые потери случаются в том числе из-за "якобы болезни сердца": "Кто в военно-медицинских комиссиях работает? Президент Нет, врач районной амбулатории, который за сто-двести гривен здорового Ивана делал больным, а больного, не имел деньги заплатить, отправлял воевать ... А теперь он пришел туда, и он пьет.
Случай был, когда на пьяную голову один "герой" кинул гранату в буржуйку. Тринадцать человек легло! Куда их записать? Украинец это хочет слушать? "
В поисках информации о наибольшие потери ВСУ из-за действий "аватаров" автор наткнулся на приговор суда относительно инцидента, который произошел 1 февраля 2015-го года на Херсонщине.
В ту ночь сержант 30 бригады, находясь в состоянии алкогольного опьянения, сначала угрожал солдату батальона "Збруч", наводил на него автомат, сделал два выстрела вверх. После примирения оба вместе с другими бойцами "Збруч" употребляли спиртные напитки.
Когда легли спать, сержант решил разжечь буржуйку, дрова полил "легковоспламеняющимся веществом", в результате чего вспыхнул палатку. Далее пламя перекинулось на другие палатки, находившиеся в одном ангаре. Там же хранились боеприпасы. В результате пожара 6 военных погибли, 11 получили телесные повреждения.
Сержанта приговорили к трем годам лишения свободы по статьям "угроза убийством" и "неосторожное уничтожение военного имущества".
5 декабря 2015. Тернополь встретил тела 6-х погибших бойцов батальона "Збруч"
В Тернополе тела погибших встретили сотни местных жителей . Некоторые из присутствующих становился перед погибшими на колени.
Пенсионерка Галина Викторовна рассказала журналистам "Тернопольской липы": "Вы представляете себе, какая там страшная война, если только на Тернопольщине в один день привезли шесть гробов? .."
"Аватары" в законе
В "аватаров" в АТО применяют различные методы воздействия и воспитания.
В частности, военные рассказывали автору, как пьяница снимали и угрожали передать видео родным или выложить в сеть. Также нередки случаи применения физической силы к тем военных, злоупотребляющих алкоголем на передовой. Но за это "воспитатель" может подвергнуться уголовной ответственности.
Еще в 2014-м автору демонстрировали места содержания пьяных военных. Обычно это была небольшая клетка, в которой бойцы находились до полного отрезвления. Таким образом командиры пытались обезопасить других бойцов от возможных неадекватных действий пьяного подчиненного.
Недавно на конкурсе военных фотографий участник Виктор Клюев выложил фото, которое подписал "Борьба с" аватарами "соседней части". Фото заняло третье место в номинации "В фокусе".
"Аватары" опаснее ДРГ
Однако подобные методы борьбы с алкозависимыми бойцами правозащитники воспринимают как незаконное содержание и жесткое обращение с человеком. За это уже сами командиры могут быть привлечены к ответственности.
Представители Уполномоченного по правам человека зафиксировали лишь один случай , Когда на территории военной части находилась клетка. Произошло это в сентябре 2016-го. Тогда правозащитники предположили, что в ней в нечеловеческих условиях держат нетрезвых бойцов. При этом командир части объяснил, что сам иногда в этой клетке читает книги.
Об этом случае омбудсмен сообщил министру обороны. Тот назначил расследование, которое проводила военная служба правопорядка (ВСП). Результат: клетку убрали, но никого не наказали. Потому что когда ВСП приехала разбираться на место, там уже произошла ротация подразделений.
Сами военные ни разу не обращались к омбудсмену о нарушении их прав. Пьяницам стыдно признаться, что их держат в клетке или бросают в яму, считает представитель омбудсмена по защите прав военнослужащих Святослав Стеценко.
"Известно, что такие способы" воспитания "использовались во многих частях и неоднократно. Или клетка, или яма. Обычно это происходило на передовых позициях, где повлиять на подчиненных другим способом у командиров не было. Это, конечно, является противоправным", - говорит Стеценко.
Он убеждает: сейчас практики использования клеток и ям нет. Проблема с алкоголизмом была во времена, когда в АТО служили мобилизованы. Сейчас на переднем крае находятся только контрактники. По ним у командиров есть достаточно других мер воздействия, в частности, финансовых - поэтому нет необходимости использовать незаконные способы.
С переходом на контрактное формирование ВСУ ситуация немного выровнялась, предполагает и Долик. Ибо военном нужно получить справку от нарколога и психолога.
Масштаб проблемы уменьшился, но проблема не исчезла, пожаловался автору в конце января этого года бывший заместитель командира механизированной бригады. В частности и потому, что командиры не имеют правовых методов воздействия на "аватаров" в зоне АТО.
Остановить бойцов, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и представляют угрозу для личного состава, законным способом невозможно.
Так, согласно Дисциплинарного устава ВСУ военнослужащего в состоянии опьянения имеет право задержать только начальник органа управления ВСП в гарнизоне и держать на гауптвахте. Вот только выезжать на вызовы в зоне АТО ВСП отказывается.
Не способны навести порядок среди военных пьяниц и местные полицейские. А такие решения местных органов власти, как запрет продажи алкогольных напитков военнослужащим, вообще никакого влияния не имеют. Кто хочет выпить водки, всегда ее находит.
Искать решение проблемы попытались на законодательном уровне.
В начале 2015 года Верховная Рада приняла закон об усилении ответственности военнослужащих . К Админкодекса внесли статью 172-20 "Распитие пива и алкогольных напитков военнослужащими". За распитие алкоголя или выполнение обязанностей в нетрезвом состоянии предусмотрели штраф в размере 1190-2465 гривен или содержания на гауптвахте до 5 суток.
Во исполнение этой нормы министр обороны утвердил соответствующую инструкцию . Ею предположили, что админпротокол на пьяного военного должен составлять командир воинской части, а рассматривать дела - райсуда.
Однако на практике такая система не заработала: в условиях АТО доставлять "аватара" сначала в штаб для составления протокола, а затем в суд для рассмотрения дела, очень хлопотно. В реестре судебных решений почти нет приговоров по статье 172-20.
Депутаты взялись исправлять недостатки. В марте прошлого года зарегистрировали законопроект № 4210 . Авторы прямо указывали, что "аватары" фактически остаются вне ответственности, и хотели предоставить право составлять админпротоколы командирам подразделений, а в случае отсутствия гауптвахты в ВСП -держать пьяных бойцов в комнатах временного задержания.
Два года назад появился законопроект №1805 , Которым военная служба правопорядка превращается в военную полицию (ОП). Авторы предусмотрели предоставление ОП полномочий досудебного расследования военных преступлений, что сейчас делают обычные полицейские. Это должно помочь более эффективно следить за правопорядком на фронте.
Создание военной полиции и усиление ответственности военнослужащих поддерживало Министерство обороны. В ведомстве прямо говорили о необходимости принятия законопроекта №4210 . Это должно повысить уровень дисциплины в армии.
Несмотря на это оба законопроекта еще не попали на рассмотрение в сессионный зал.
Самоубийство - основание не боевых потерь
В апреле 2015 года вблизи Бахмута погиб украинский военный. Областные власти с малой родины солдата внесла его в список Героев АТО. Парень прошел ожесточенные бои, получил тяжелое ранение во время операции в районе Дебальцево. Но погиб не от пули врага.
Однажды утром он выстрелил себе в голову из автомата.
Накануне он вернулся в часть после месячного лечения. Один из бойцов, который видел его в тот день, удивлялся: как парня могли вернуть на фронт?
"Мы заметили, что с ним что-то не то. Как-то он странно себя вел. Спать не шел. Сидел с автоматом, говорил, что вокруг одни сепары. А на утро выстрелил в себя».
Согласно официальной информации Минобороны, самоубийство стоит на первом месте среди причинам не боевых потерь в АТО. В прошлом году из 256 случаев смертей военных не на поле боя 63 произошли из-за суицид.
Психологи, с которыми пообщался автор, объясняют такие цифры двумя причинами. Первая - с военными мало работают в психологическом плане. Вторая - бойцы имеют проблемы, которые не могут решить, чаще всего - семейные.
ПТСР
"По статистике, если не готовить бойцов к психологически травмоопасной ситуации для жизни, травмируется каждый четвертый", - говорит психолог Андрей Полтавцев.
Уровень травматизации можно снизить в разы, если с бойцами предварительно поработать, объяснить, что с ними может произойти в АТО, как будет меняться психическое состояние.
Когда после этого человек столкнется с реальностью боевых действий, ей значительно легче перенести нагрузки.
Психолог Андрей Полтавцев (в центре): Если военных готовить к психологически травмоопасных ситуаций, уровень травматизации можно снизить в разы
"Первый страх - это страх смерти, - говорит Полтавцев. - Бойцы перешли этот страх смерти. Они не боятся смерти. Второй страх - это сойти с ума. Какой-то момент они начинают в себе замечать странные вещи. На самом деле это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. но им кажется, что они сходят с ума. в этот момент у них начинается депрессия со всеми ".
Нормальная реакция на ненормальные обстоятельства - это настройка психики военных к условиям боевых действий. Бойцы должны быть готовы в любой момент защитить свою жизнь. Один из признаков такой реакции - нарушение сна.
В военных, которые без ротаций на передовой месяцами, психологические проблемы накапливаются и обостряются. У них может возникнуть посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) . Если ПТСР вовремя не диагностировать и не лечить, это может привести к самоубийству.
Если официальная статистика по количеству самоубийств в АТО доступна, то информация по количеству военных с ПТСР отсутствует. По разным оценкам, с ПТСР столкнулись от 20% до 80% участников АТО . И если это не привело к трагическим последствиям на передовой, то может проявиться уже в гражданской жизни.
"Даже если сейчас с ним ничего не происходит, крышу может начать срываться через год-два-десять", - говорит Полтавцев. И добавляет: ситуация с контрактниками проще, они осознают, куда идут, а вот мобилизованных в сложных психологических условий в АТО не готовили.
Непонимание со стороны близких убивает
"Девушка ежедневно компостировали ему мозги, он и застрелился". Так коротко автору в январе этого года рассказали причину самоубийства одного военного на фронте.
Подобные случаи, когда бойцы накладывают на себя руки из-за проблемы в отношениях с близкими , Отдельные, говорит Полтавцев. "Для военных проблемы в личной жизни могут быть более психотравмирующими, чем пребывание под обстрелами. К сложным военных будней мужчины адаптируются за пару недель. А вот к тому, что бросила девушка или ушла жена - нет".
Психолог объясняет: поделиться наболевшим военный может со своим командиром, потому что тот является авторитетом, но у командира на это нет времени, как обычно и в "замполита", на которого возложены обязанности по работе с бойцами. Поэтому важно наличие в подразделениях психологов. По подсчетам Полтавцева, должен быть один психолог на 50 военных.
Сейчас ситуация с психологами в армии критическая. Военный психолог Наталья Луцив в ФБ-обсуждении проблем не боевых потерь указала, что неукомплектованность составляет две трети. Поэтому одном военном психологу приходится работать с целыми бригадами.
В последнее время в украинской армии становится традицией привлекать капелланов к работе с военными.
У психологов нет единой позиции относительно влияния представителей церквей на психологическое состояние бойцов и предубеждение самоубийств. Одни считают, что капелланы могут дополнять психологов, и выступают за сотрудничество, другие называют присутствие в военных подразделениях духовников "средневековьем".
В чем же сходятся психологи, так это на необходимой поддержке военных как родными и близкими, так и незнакомыми людьми. Даже обычный рисунок, человек на войне получит от незнакомого ребенка, может помочь бойцу воздержаться от суицида.
НЕ боевые потери - табу для общества?
Еще во время подготовки первого материала автор получил несколько гневных отзывов. Якобы говорить и писать о проблемах самоубийств, алкоголизма, болезней и т.п. нельзя, потому что из-за этого ухудшается отношение к армии. Приходилось слышать, что подобные материалы "подрывают обороноспособность страны".
МО, Генштаб и военная прокуратура так и не вышли на разговор для подготовки этих материалов.
В апреле 2016 Главный военный прокурор Анатолий Матиос в эфире "112 Украина" сообщил , Не боевые потери "никогда не является предметом публичного обсуждения в одной армии мира".
Это не совсем так.
В российской армии указом Путина в 2015-м году потери во время спецопераций в мирное время отнесли к государственной тайне. Боевые потери в ходе войны были засекречены еще раньше.
Зато в США причине не боевых потерь пытаются исследовать, чтобы уменьшить потери среди военнослужащих.
так по данным Министерства обороны США количество самоубийств среди военных за 10 лет увеличилось вдвое.
Для получения алгоритмов прогнозирования, при каких обстоятельствах военный может наложить на себя руки, в США провели соответствующее исследование стоимостью 50000000 долларов. Выяснилось, что в борьбе с Идил американская армия понесла большие потери из-за суициды военных, чем от террористических организаций.
Поэтому американские военные постоянно подчеркивают, что предотвращение самоубийств является одним из главных приоритетов для армии.
Алексей Братущак, УП
Куда их записать?Украинец это хочет слушать?
Один из бойцов, который видел его в тот день, удивлялся: как парня могли вернуть на фронт?
НЕ боевые потери - табу для общества?