Скоро исполнится два с половиной года с тех пор, как Кремль взял в заложники украинского режиссера Олега Сенцова.
Путинские силовики формально приписывают ему совершение террористических актов, хотя на самом деле не могут простить поддержку евромайдан и участие в антироссийских акциях в Крыму.
В августе прошлого года Сенцова приговорили к 20 годам заключения.
На днях Кремль отказался передать режиссера Украине, поскольку считает, что с аннексией Крыма он автоматически стал гражданином России.
Только отечественные дипломаты выразили возмущение таким решением, Сенцова без объяснения причин перевели в штрафной изолятор.
Дело украинского режиссера - одна из тех, о которых говорят не только в Украине. В поддержку коллеги выступили такие звезды мирового кино, как Педро Альмодовар, Анджей Вайда, Вим Вендерс, Кшиштоф Занусси и другие.
В конце лета в Англии состоялась премьера спектакля Белорусского свободного театра "Burning Doors" (Горящие двери), посвященная в том числе и Олегу Сенцов. Рецензии на нее опубликовали Financial Times и The Guardian.
Участники украинской группы "Бумбокс" Андрей Хлывнюк и Александр Люлякин стали авторами музыки к постановке.
В разговоре с "Украинской правдой" они поделились впечатлениями о спектакле и объяснили, почему о деле Сенцова нужно говорить всеми доступными способами.
Андрей Хлывнюк
- Андрей, расскажите о ваших впечатлениях от спектакля? Где вы ее смотрели?
- Я смотрел спектакль в зале театра тогда, когда ее транслировали онлайн из Манчестера. И был поражен. В зале слезы. Это были довольно сильные ощущения от художественной работы.
- Как вам кажется, поняли люди главный месседж?
- Мне самому это было интересно. Я уверен, что поняли. Это было очень реалистично. Никаких лишних предметов на сцене - ничто не отвлекало от сути.
Спектакль условно разделена на три части: первые две посвящены Pussi Riot и Петру Павленский, россиянам, заключенным за свои политические акции.
Третья - Олег Сенцов, а через него и всем украинским политзаключенным.
Тема заложников Кремля в этом спектакле, на мой взгляд, является не только знаковым и современной.
Режим Путина в ней можно заменить на любой другой тоталитарный режим, диктатуру в любое время и в любом месте в мире. Это представление было бы актуальной 100 лет назад, и будет актуальной еще века.
Я сидел рядом и заглядывал в экран с трансляцией. Монитор на 30% или даже на 40% приглушает те эмоции, которые испытываешь в зале. Это надо все-таки видеть вживую.
- Вы обсуждали с кем-то этот спектакль?
- Да, я участвовал в дискуссии после премьеры в Манчестере.
В зале осталась примерно половина зрителей, которые захотели обсудить увиденное с авторами.
Главным вопросом было "Происходит это все сегодня на самом деле? Если это не выдумка, то почему вы не выступаете?». Последний вопрос, насколько я понимаю, было скорее адресовано общественности России.
Несмотря на то, что ответы прозвучали, эти вопросы остаются открытыми.
Были вопросы типа "Вы что хотите заработать на слезах, на тюрьме?».
Я переадресовал их Белорусском свободном театра, режиссеру Николаю Халезину, который уже более 5 лет имеет статус беженца, работает и живет в Британии. Это далеко не первая его социально острая акция и представление. Мне интересна был ответ.
Он сказал, что этот вопрос демонстрирует разницу между нашими обществами. Если бы среди британской интеллигенции оно бы и возникло, то обсуждался где-то на кухне, навеселе. Вряд ли кто-то в здравом уме спросил бы такое, понимая, насколько важна цель таких акций.
Это и есть ответ. Я даже сам не ожидал, сколько грязи может политься, когда ты приобщаешься к очень важной и, казалось бы, для всех важного дела.
- Год назад " Бумбокс "принимал участие в акции" Staging a Revolution. I am with the Banned ". Вместе с музыкантом Дэвидом Гилмором. Но тогда это событие не так громко звучала в украинских медиа. Почему спектакль" Burning Doors "для вас на первом месте?
- Концерт-протест "I am with the Banned" (Я с запрещенными) был важной акциею.Однак с тем, что произошло сейчас, это не сравнить.
Одно дело, когда ты протестуешь за того, что не можешь играть музыку там, где захочешь.
Другая - поддерживать тех, кто ничего не вдиявшы, отбывает страшное и длительное наказание в нечеловеческих условиях.
Мы будем делать все для того, чтобы со страниц не сходила информация об Олеге и других заложников.
Мы будем требовать создания "списка Сенцова", за которым бы были наказаны все причастные к его заключению. Даже тот, кто только закрывал двери тюремной камеры.
По акции "I am with the Banned", то участие "Бумбокса" должна быть немного другой.
Мы провели несколько репетиций и имели вместе с Гилмором исполнить песню "Дождь". Он знает ее аккорды, мы сделали перевод, адаптацию припева. Но этого не произошло, потому что у меня возникла проблема с визой.
Александр Люлякин
- Александр, вы писали музыку к спектаклю, довольны тем, что получилось? Может после премьеры то захотелось изменить?
- Мне все понравилось, когда слушал представление в зале. Был очень хороший звук. Но когда смотрел онлайн-трансляцию, честно говоря, не впечатлило. Звук очень искривлялся.
- Какая задача перед вами поставил режиссер?
- Когда он попросил принять участие в спектакле, я не мог понять, каким образом это сделаю. Николай Халезин предложил отказаться от канонов и сделать что-то сумасшедшее. Так что в спектакле есть определенный сарказм, иногда надо было играть какие-то шуточные марши, танго. Они должны быть некрасивыми, даже немного уродливыми.
- А кто и почему выбрал для Burning Doors песню "Наедине"?
Люлякин: Это выбор Николая Халезина. Затем ее интерпретировали на белорусский манер.
Хлывнюк: Этот писнясталагимном той части спектакля, в котором говорилось о Сенцова. В тюрьме действительно все остаются наедине со своими проблемами.
- Зачем вам все эти акции? Вы отказались от концертов в России, потеряли из-за этого прибыли. Это достаточный сигнал вашей аудитории. Для чего создаете себе новые проблемы?
- Зачем мне это? Потому что не хочу оказаться на месте этих людей, политзаключенных.
Если думаете, что это вас не касается, то живете в воображаемом мире. А реальный мир таков: вы можете оказаться на их месте.
У вас тоже могут возникнуть проблемы. Вас могут похитить, например, и вывезти на территорию другой страны, сказать, что вы больше не гражданка Украины, а гражданка России, так говорите дома на русском или город, из которого происходит ваша семья - теперь "Новороссия". И за несогласие с этим вы окажетесь на 20 лет в лагерях.
Если бы я оказался в такой ситуации, мне бы очень хотелось, чтобы влиятельные люди говорили об этом и пытались помочь выйти на свободу мне и таким же незаконно осужденным, как я.
Если ты творческая личность и твоя цель - только обогащение, то ты банальный скоморох. В конце своей жизни - а никто не знает, сколько мы проживем, - ты поймешь, что только и делал то, что танцевал за брошенную кость у стола амбициозных к власти людей, тех, кто не считался с человеческим достоинством вообще.
Для меня это было бы самой большой проблемой.
- Знает ли сам Сенцов об этом спектакле? В последнем письме, обнародованном в СМИ, он писал, что не хочет особого отношения к себе, а хочет быть именем в общем списке политзаключенных.
- Да, он знает. Но никто не говорит, будет он первым в списке или последним.
Сенцов - это крючок, за который можно зацепить и вытащить остальные политических заключенных. Говоря об этом фамилия, мы стараемся освободить всех заложников, которых удерживает режим.
Меня беспокоит, что эта тема недостаточно присутствует в украинской прессе.
Если британская, австралийская, французский, канадская пресса больше говорит об этом деле, чем мы, то нам должно быть очень стыдно.
Мы не должны забывать ни о наших пленных, ни о наших политических заложников, ни о наших людей на оккупированных территориях.
- Известно ли вам что-то о планах показать этот спектакль в Украину?
- Пока таких планов нет. Одна из причин - потому, что это дорого.
Мне сейчас следовало бы не только с вами говорить, а еще и с сотней журналистов, а также с представителями нашего Минкульта. И представители министерства должны сами предлагать: "Давайте покажем этот спектакль здесь, давайте привезем ее счет государства". Ведь во всем мире она собирает аншлаги.
Премьера спектакля Белорусского свободного театра "Burning Doors" состоялась в конце лета в Англии
- Каких результатов от спектакля вы ожидаете? Так, уже отреагировали британские парламентарии провели слушания. Заявили, что они будут давить на Россию, но ...
- Нет-нет, они давят. Давайте сначала подчеркнем, что произошло.
Произошло беспрецедентное штука: творческому коллективу из Беларуси, часть которого живет в Великобритании, часть- в Беларуси, нелегально работает как трупа, показывает спектакли в гаражах, квартирах, попадает за это в аресты, важна сейчас украинская проблема. Это первое.
Второе - сформировался пул, я так это называю, с неравнодушных людей, которые не являются политиками и не получают денег из бюджета, не обслуживают никаких бизнес-интересов, которым не безразлично и которые готовы помогать.
Государственной бюрократической машины недостаточно - она работает очень медленно.
Кроме того, в каждой стране, где ставить спектакль - Англия, Италия, Австралия, США, Канада - говорить о проблеме политзаключенных.
Весь мир будет говорить об этом, пока это представление будет людей трогать не только через свои протестные акции, но и через свою художественную значимость.
Конечно, даже этого мало. Но нельзя просто молчать.
Если дело нечестного суда, войны и дело беззакония любого человека будет вами, журналистами, и всеми гражданами выноситься на первый план, ее нельзя будет игнорировать. Это будет средством для того, чтобы этого больше никогда не произошло.
Во время представления и в частных разговорах я узнал об ужасных подробностях заключений. Акция "Pussy Riot" длилась 30 секунд. Ее они получили 2 года заключения.
Невозможно просчитать последствия такой акции. Нельзя заранее знать, что вынуждена будешь стоять голой каждый раз, когда начальник тюрьмы осуществлять обход камер. Или тебе во влагалище запхатимуть руку без перчатки после каждой встречи с родными или адвокатом - чтобы проверить, не спрятала ты что-то.
Если кто-то считает, что это была продуманная акция ради популярности, пусть повторят ее.
- Вы же понимаете, что не каждый так глубоко погружается в своих размышлениях ...
- Так вот. Все мы, граждане Украины, считаем, что часть нашей страны захватили, а не присоединили, подвергаемся Уголовный Кодекс России. Вы можете сесть в тюрьму за то, что написали на Facebook "Слава Украине!".
Я сам уже под несколько уголовных преступлений попадаю по новым российским законам.
- Поэтому мы это и обсуждаем. Однако это не мешает вашим коллегам восстанавливать гастроли в России, а рядовым украинском - ездить отдыхать в Крым.
- Это не только вопрос человеческого достоинства. Это не только вопрос - дешевка ты, которая за бабки на все готова, или нет. Это еще и вопрос банальной личной безопасности.
Потому что когда вы едете на территорию страны, не считает страной вас, то вы фактически бесправны с вашим паспортом.
Если соглашения о дружбе, а также все эти меморандумы, ничего не значат для политического режима соседней страны, то ваша судьба и физическое существование - тем более.
Едете вы к ним петь песни или строить дороги - никого это не волнует. Вы там бесправное животное.
Пока это не изменится, ездить туда не следует, так как потом придется откуда доставать вас.
Александра Гайворонская, Тамара Сорочинская, Дмитрий Ларин (фото), УП
Где вы ее смотрели?Как вам кажется, поняли люди главный месседж?
Вы обсуждали с кем-то этот спектакль?
Главным вопросом было "Происходит это все сегодня на самом деле?
Если это не выдумка, то почему вы не выступаете?
Были вопросы типа "Вы что хотите заработать на слезах, на тюрьме?
Почему спектакль" Burning Doors "для вас на первом месте?
Может после премьеры то захотелось изменить?
Какая задача перед вами поставил режиссер?
А кто и почему выбрал для Burning Doors песню "Наедине"?