Верховный архиепископ Украинской Греко-Католической Церкви Святослав Шевчук в беседе с Catholic.by рассказал об отношениях УГКЦ с государством и православными в Украине, а также о строительстве патриархата УГКЦ.
- Владыка, как сегодня выглядят отношения УГКЦ с государством?
Наша Церковь всегда выступала за партнерские отношения между Церковью и государством. Именно эта модель сегодня лежит в основе наших отношений, которые строят все Церкви Украины и государство.
Мы отошли от времен Советского Союза, когда государство контролировало Церкви, а Церкви не имели своего представительства в государственных органах. То есть существовала структура уполномоченного, который был «епископом» над епископами и представлял перед государственными структурами религиозную жизнь в стране. Эта система в Украине была отменена, так как Церкви считали возможным самостоятельно представлять себя в отношениях с государством. И этот способ отношений - отношения партнеров.
Мы хотим сотрудничать с государством ради блага нашей родины, на благо нашего народа. И, конечно, наше сотрудничество касается наших компетенций Церковь занимается пастырским служением, социальным служением. Католическая Церковь, между прочим, активно входит в сферу образования - от детского сада, католической школы во львовский католического университета, который сегодня единственный на всем постсоветском пространстве.
Для нас, как для Церкви, очень важно держать дистанцию от государственных органов и от политической жизни в стране. Это нам дает свободу. Дает свободу даже критиковать, говорить правду, выполнять пророческую функцию, которой Церковь по отношению к государственной власти.
Из истории мы знаем, что между короной и престолом существует близкий союз. Такой канкубинат между государственной властью и Церковью (...) очень опасно для Церкви, так как структуры государственные, политические приходят и уходят, а Церковь вечна. Здоровый разделение между государством и Церковью идет на пользу и государству, и Церкви. Однако разделение не означает противопоставления. Вот на таком разделе как раз и строится партнерство, где мы, будучи различными структурами, выполняем разную миссию, но служим одному народу.
- Всегда на инициативы Церкви государство дает положительный ответ?
Не всегда. Идет диалог, иногда очень непростой. Государственные политики должны соблазн инструментализаваты Церковь, то есть использовать ее как инструмент в своей деятельности, особенно если рейтинг, почитание Церкви выше рейтинга или уважения тех или иных политических партий и государственных структур. То есть, опасность инструментализации Церкви государством всегда существует. И мы это хорошо понимаем.
Мы стремимся развивать религиозную свободу и понимаем, что уровень развития государства всегда можно обнаружить по уровню религиозной свободы.
Если Церковь инструментализуеться, когда Церковь загоняется в какие-то узкие конфессиональные рамки, когда деятельность разрешается только внутри храма, провозглашение христианских принципов в обществе ограничивается, то есть все аргументы утверждать, что свобода, демократичность такого государства находится на низком уровне.
- Как выглядят отношения между Греко-Католической Церковью и православными в Украине?
У нас отношения исторически складывались непросто. Особенно после 1946 года, когда Сталин, инструментализуючы Русскую Православную Церковь, ликвидировал нашу Церковь в Советском Союзе. С тех пор наша Церковь отошла в подполье.
- Как проходила ликвидация?
Было созвано Львовский псевдосабор, на котором не было ни одного нашего епископа. Угрозой и силой увезли наших священников, которые якобы объявили открепление от Ватикана и добровольное вступление в лоно Русской Православной Церкви. Конечно, в условиях сталинского режима не приходилось говорить о добравильнисть, особенно в таких решениях.
По нашему мнению, это был момент униятизму, когда отделяется часть от одной Церкви и присоединяется к другой. Безусловно, все наши святыни, все наше имущество были конфискованы и переданы Русской Православной Церкви. И если наша Церковь вышла из подполья в конце 1990-х годов, когда еще в Советском Союзе при Президенте Горбачеве в 1989 году было получено разрешение на регистрацию наших приходов, безусловно, начались споры относительно наших святынь и возможности вернуться в свои кафедры, а значит возродить полноценная жизнь.
На сегодня в Украине, даже в условиях войны, нам всем удается сохранить межрелигиозный мир. Безусловно, мы разные, у нас разная история, но мы стараемся учить наших верующих уважать православных.
Проблема Украины в том, что православие в ней разделено, есть три православные конфессии: Московский Патриархат, Киевский Патриархат и Автокефальная Православная Церковь. Несомненно, это влияет на общее межрелигиозное жизни в Украине, так как мы, католики, есть религиозным меньшинством. Греко-католиков в Украине 10% от общего числа населения. Мы, будучи меньшинством, конечно, молимся за связь украинского православия и стараемся делать все, чтобы лечить раны прошлого, не обижать наших братьев и сестер, а также делать все, чтобы наш диалог, наша взаимоуважение и сотрудничество развивались.
- Работают иностранные священники Украинской Греко-Католической Церкви? Не возникают проблемы с возможностью их пребывания и служения в Украине?
У нас почти нет иностранных священнослужителей. Есть единицы, которые приезжают преподавать. В начале 1990-х годов приезжали священники с запада, но для того, чтобы возродить структуры. Сейчас иностранных священников у нас практически нет.
- Это говорит о надлежащем уровне своих призваний.
Да! У нас есть пять семинарий, в которых обучаются около 800 семинаристов. Но востребованность священников существует. Однако, слава Богу, украинская Церковь дает Украине необходимое количество призваний. Более того: сегодня священники, монахи и монахини едут на запад для служения. И даже епископы (улыбается - ред.). Вот я был первым епископом из Украины, поехал служить в Аргентину.
Поэтому у нас ситуация противоположная: не из-за рубежа приезжают в Украину, а с Украины едут священники наши епархии, наши структуры, наши приходы по всему миру.
- После того, как Вы стали во главе УГКЦ, Вы заявили, что намерены строить патриархат. Пожалуйста, объясните, в чем суть этой структуры и как бы изменилась ситуация УГКЦ, если бы патриархат был установлен?
Все локальные Церкви по мере своего развития стремятся завершиться в структуре, которая называется патриархатом. Также, конечно, и наша Церковь, которая является католической, но восточной, византийской традиции, как локальная Церковь своего права. И мы не можем не развиваться. НЕ развиваться означает умирать. А развиваться означает строить патриархат.
Поэтому, конечно, как глава Церкви я объявляю, что целью моего служения является всестороннее развитие нашей Церкви, а развитие - это строительство патриархата. Однако для нас патриархат означает прежде всего быть хорошими и эффективными пастырями, иметь необходимые внутренние механизмы нашей Церкви, чтобы хорошо служить не только на территории Украины, но и во всем мире. Ведь глава нашей Церкви возглавляет Церковь, которая живет в разных странах, в разных структурах, молится на разных языках. И вот для того, чтобы сохранить это единство, единство нашей Церкви во всем мире, нам необходимы определенные механизмы. И, конечно, таким механизмом является патриархат.
У нас уже есть почти все структуры, которые мы называем патриаршими. Каждые пять лет мы созываем патриарший собор, на который приезжают делегаты со всего мира.
У нас есть все, кроме титула. Даже по каноническому праву я сегодня имею все те права, которые имеют католические восточные патриархи.
Об этом сообщает Христианский портал Кириос со ссылкой на catholicby .
Владыка, как сегодня выглядят отношения УГКЦ с государством?Всегда на инициативы Церкви государство дает положительный ответ?
Как выглядят отношения между Греко-Католической Церковью и православными в Украине?
Как проходила ликвидация?
Работают иностранные священники Украинской Греко-Католической Церкви?
Не возникают проблемы с возможностью их пребывания и служения в Украине?
Пожалуйста, объясните, в чем суть этой структуры и как бы изменилась ситуация УГКЦ, если бы патриархат был установлен?