Навигация по сайту

Популярные статьи

Облако меток

Репортаж с места, где можно спастись

Екатерина ЗУБЧУК, заслуженный журналист Украины Екатерина ЗУБЧУК, заслуженный журналист Украины   Корреспондент «Волыни-новой» 4 дня прожила в Свято-Рождества Христова монастыре УПЦ Киевского патриархата в древнем Владимире-Волынском    ЧТОБЫ ВСЕ ПОЛОЖИТЬ НА жертвенник Господу   Мне не раз приходилось бывать в обителях Волыни - и женских, и мужских

Корреспондент «Волыни-новой» 4 дня прожила в Свято-Рождества Христова монастыре УПЦ Киевского патриархата в древнем Владимире-Волынском

ЧТОБЫ ВСЕ ПОЛОЖИТЬ НА жертвенник Господу

Мне не раз приходилось бывать в обителях Волыни - и женских, и мужских. Но это были чисто репортерские встречи с их настоятелями, в частности Зимненской, Михновском, Мильцивськои, Старочорторийськои, краткое знакомство с укладом жизни тех, кто принял постриг и кто несет только послушание, не дав обеты. Как говорится, галопом по Европе, как это часто бывает в журналистской круговерти, когда об одном пишешь, а о втором уже думаешь: на углубление в тему не хватает времени, потому что это уже - настоящая роскошь.

А недавно меня буквально преследовала мысль о том, чтобы хоть немного пожить в монастыре, почувствовать на себе, что это такое - вставать с молитвой и с ней засыпать. Скажу откровенно, просто было на это решиться. Казалось непосильным даже элементарное: это же надо будет косметичку дома оставить - а как в моем возрасте можно встать утром и не нанести хотя бы легкий макияж, "не сделать лицо»? Но желание попасть в монастырь был настолько неотступно, что я о косметичку перестала думать. Тем более - было сложнее вопрос: как получить разрешение на временное проживание в выбранной мной обители - Свято-Рождества Христова монастыре Владимира-Волынского.

Первый звонок - пресс-секретарю Волынской епархии УПЦ Киевского патриархата Виталия Собко. Выслушав меня, отец Виталий сказал: мол, мы можем позвонить настоятельнице монастыря игуменьи Марии, чтобы приняла вас. Но лучше будет, если вы сами, в личном разговоре получите это разрешение. И уже совсем скоро я поняла, почему такой «ход» посоветовал отец Виталий: он хорошо знает, что игуменья Мария не любит репортеров, а еще как они «навязанные» сверху. Сразу скажу, что матушка не хотела меня принимать. Особенно, когда узнала, что хочу приехать не на час-два, а на неделю, чтобы пожить в монастыре. Конечно же, я не скрывала своей основной цели - об увиденном и пережитом рассказать в газете.

Раз я там была, то читатель уже понял, что разрешение матушки таки получила. Правда, после того, как игуменья, по ее словам, взяла на это благословение в вышестоящих чинов Киевского патриархата. А еще подкорректировала мой визит. Она согласилась, чтобы я приехала и пожила в монастыре, но не неделю, а четыре дня ( «вам этого для впечатлений будет достаточно»). И не с первого дня Великого поста, а с шестого - с субботы ( «в первые дни пост очень строгий - до субботы ничего нет вареного и поклонов очень много ...»).

Вот когда я вполне постигла содержание афоризма: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». А чтобы осуществилась моя мечта, я готова была принять все условия матушки Марии. Забегая вперед, скажу, что этот афоризм я не раз вспоминала уже тогда, когда жила в обители. Мы говорили с матушкой о том, почему человек покидает монастырь, хоть бы намеревалась уйти от мирской жизни, и я услышала в ответ вот это: «Ибо такой человек не мож подчинить свою волю чужой. Это то, что изгоняет из обители: если ты пришел в монастырь и не можешь положить себя в продвижение настоятелю, тебе будет очень тяжело и тебя рано или поздно сатана выгонит. Сатана прилагает все усилия, чтобы человек не жил в монастыре, так как может здесь спастись, а ему это не нравится. Подчинить кому-то свою волю довольно сложно. И если человек не готов положить все на алтарь Бога, то это уже будет процесс борьбы ».
В воздержание от мирских соблазнов

19 марта, на шестой день Великого поста, я приехала в монастырь, чтобы пожить здесь и в общей молитве с его насельниками очистить душу, раскаяться в грехах, чтобы потом с особой радостью встретить Светлое Воскресение. Первая встреча - не из настоятельницей матушкой Марией (она отлучилась по делам), а с монахиней матушкой Галиной.
Она, услышав о договоренности относительно моего проживания здесь, все-таки позвонила настоятельнице. И только по благословению игуменьи Марии приютила меня.

Зайдя в келью, обращаю внимание, что она, когда и отличается от какого-то простенького хостела, то тем, как много здесь икон на стене. И картина - тоже на библейский сюжет. Некий свой маленький иконостас. Невольно вспоминаю пещерку в Печерской церкви Почаевской лавры, где храняться мощи преподобного Иова (в миру Ивана Железа). Это пещерка, в которой в древности неделями молился игумен. В прошлом году я «заползла» туда (правда, без сторонньо помощи моя мечта могла бы не осуществиться), помолилась перед иконой освещено пламенем свечи, и поблагодарила, ступившим на такое намоленное место.

ХХ век наложил отпечаток и на жизнь монахинь, пользуются, как удостоверюсь впоследствии, благами технических достижений: еду можно подогреть в микроволновой печи, помыться - в душевой кабине. И связь с миром можно держать благодаря мобилке. Хотя само помещение, где находится монастырь, - старинный. Еще в XVIII веке здесь был мужской монастырь, правда иезуитский (это уже в советские времена здесь обустраивали и школу, и состав минудобрений).
С распорядка дня, на видном месте, узнаю, что уже в 7 часов - утренняя молитва в домовой церкви Успения Пресвятой Богородицы. Затем - Божественная литургия. В 17 - вечерняя служба, в 21 - вечернее правило, ближе к полуночи - полунощница. Словом, когда мы, встав рано, предвкушаем на кухне своей любимой кофе или чаем, монахини уже молятся. И когда вечером смотрим телевизионные новости или какой банальный сериал, они еще в молитве. А между молитвами и службой - послушание, духовное чтение.

Игуменья Мария, на встречу с которой я ждала с волнением, как ученица перед сложным экзаменом, посвятила в тот же устав монастыря, надо неукоснительно выполнять, не внося своих поправок или дополнений. Если колокол пробьет три раза, то это означает, что он зовет к трапезе, а когда семь - то к молитве.

- А когда однажды, - говорит матушка Мария, - то все двери открывают и выглядят, зная, что кто-то сделал что-то «не так» и должен выслушать мое замечание.

Поскольку я приехала в монастырь в предобеденную время, то и первое знакомство со всеми насельниками - за трапезой, которая начинается и заканчивается молитвой. Кроме настоятельницы в монастыре живет еще упомянутая уже матушка Галина и послушница Ирина (на следующий день приехали две студентки-практикантки из Волынской богословской академии, получающих специальность регента церковного хора и учителя основ христианской этики).
Не могла не спросить игуменью Марию, не хотела бы она, чтобы в монастыре было было больше сестер, и услышала в ответ:

- Конечно, хотела бы, но количество никогда не заменит качества. А сестер было больше, и несколько монахинь, принявших здесь постриг, переведены в другие обители. Анастасия теперь возглавляет Свято-Васильевский монастырь на территории Свято-Троицкого собора в Луцке. Наталья - настоятельница монастыря в Днепропетровске, Валентина - служит диакониссой в Германии, Юляния вынуждена была пойти, чтобы ухаживать за парализованной тетю ...

На вечернюю службу в субботу мы ходили в кафедральный собор Рождества Христова, к которому примыкает корпус монастыря - в древности это был единый комплекс. А потом молились в своей домовой церкви. Чтобы все пережить и почувствовать, с первого дня хотелось побыть в роли послушницы (хотя такие, как я, которые находятся в монастыре до недели - это паломники или просто гости). Готова была и на кухне помочь, и в келье убрать, и рвение свое пришлось сдержать, потому что послушание - это та работа, которая, как растолковывали мне игуменья Мария, «выполняется по благословению. А все, что не по воле Божьей, то с подсказки сатаны ».

Скорее всего, женщину почтенного возраста просто жалели и не хотели привлекать к работе, которой в монастыре, конечно, всегда хватает. Поэтому и в первый, и в последующие дни во время послушания матушка Галина открывала для меня домовую церковь и поручала читать акафист (гимн) до Покрова Святой Богородицы. И действительно, действительно ли убирать я могу и дома, а в святой обители лучше молитвами душу насыщать.

Это было странное ощущение: я была одна в церкви, перед ликами святых читала вслух, и слова, в частности, молитвы Ангелу-хранителю трогали до слез: «Святого Ангела, приставленный к моей грешной души и к страстному моей жизни, не оставь меня грешную и не отступления от меня за несдержанность мою ... Укрепи мои немощные силы в борьбе с грехами и держи меня в спасительную дорогу ... »

Те, кто знал, что я буду несколько дней жить в монастыре в Великий пост, переспрашивали, же выдержу ограничения в еде. Именно это стало для меня испытанием. Тяжелее экзаменом оказалась моя духовная необразованность. Я поняла это уже в первый день, когда многое становилось для меня открытием. Казалось, будто и не живу в отрыве от церкви, по возможности хожу на Божью службу. А только в монастыре впервые осознанно (а не потому, что кто-то так делает) била земные поклоны. Зная уже, что за ними вот такие обращения: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную», «Пресвятая Богородице, спаси меня грешную», «Святой ангел-хранитель, моли Бога о мне грешной». И такое было открытие: тот, кто бьет земные поклоны перед распятием Иисуса, никогда не умрет внезапно, то есть Бог даст возможность подготовиться к смерти и достойно его принять.

Ясно, что я была в монастыре с покрытой головой. А поскольку настоятельница предупредила меня перед приездом, что в монастыре холодно, то взяла на ночь легкую платок. А оказалось, что я впервые, ложась спать, завязала голову не для того, чтобы согреться, а в знак покорности. «Господь сказал, - разъясняла матушка Мария, -« В чем застану, в том и судить »- как умрет человек гола-босса, то и так голая-босая стоять на суде».

За четыре дня жизни в монастыре я ни разу не почувствовала дискомфорта из-за отсутствия телевизора или светских газет. Когда был личный время или время для чтения духовной литературы, принимала молитвенник или наслаждалась книгами уважаемого мной автора Бруно Ферреро, которых в монастырской библиотеке, пожалуй, полное собрание. А если уж говорить, что могло в церкви отвлечь мои мысли от молитвы, то это мой журналистский «диагноз». Прости меня, Господи, грешную, но не могла избавиться от мыслей о том, что «вот это еще надо расспросить у игуменьи Марии, а это - уточнить ...»

РАДИ ЧЕГО ИДУТ от мирской жизни?

Имея многолетний журналистский стаж, в монастыре я чувствовала себя практиканткой. А игуменья Мария, если уж по этим ассоциациями с мирской жизни идти, была в роли руководителя практики. А практикант требует внимания. Поэтому еще и из-за этого матушка не хотела, чтобы я приезжала в первые дни Великого поста. Вот что она сказала по этому поводу:

- Человек должен утром и вечером быть на службе. О чем можно говорить в первую неделю поста? Это время не для того, чтобы ходить и вспоминать, чтобы думать и придумывать. В первые дни поста человеку надо перейти от того, что она жила спокойно, собрать себя воедино. А еще, когда вы приезжаете, то вам нужно внимание. А какая может быть внимание, если утром и вечером - длительная служба.

Искренне благодарна, что в игуменьи Марии нашелся для меня время. Поэтому я смогла не только, как говорится, на ходу задавать вопросы, уточнять для себя пункты и пунктики по правилам жизни в обители, но и подробнее поговорить с матушкой о том, что меня интересовало. Например, приходилось читать и слышать, что в монастырь люди идут, чтобы понять, кто они в этом мире и для чего. Или такое: уйти в монастырь - это какой-то степени удобно, поскольку не нужно ничего решать. Тебя это сделают, время расписано по часам, минутам, не нужно мучиться от скуки или от безделья. Или еще: в монастырь ведет бесперспективность, когда человек понимает, что в миру ее больше ничего хорошего не ждет, - жизненные ресурсы исчерпаны и потерянный сам смысл жизни. А еще может быть и бегство от каких-то проблем.
Когда об этом зашла речь, матушка Мария прежде всего сказала:

- Если человек приходит в монастырь, скрываясь от жизненных невзгод, то она обычно здесь не задерживается и покидает обитель. Если возникли какие-то проблемы, то от них никуда не денешься, они не решатся сами собой. И даже если в монастырь приводит несчастной любви, то это не выход. Возникает вопрос: ради чего ты уходишь от мирской жизни? Потому что он тебя бросил? И ни один человек этого не стоит, чтобы так кардинально менять свою жизнь. Другое дело - прийти в обитель, чтобы служить Богу. Но это уже идеология. Это уже должно быть вера, крепкое желание ...

Так слово за словом мы подошли к тому, как же игуменья Мария стала монахиней.

- Искала смысл жизни и решила, - говорит матушка, - что этот смысл могу найти только в монастыре, в церкви.

В 16 лет Марии (а точнее Валентине, поскольку именно такое имя она имела в миру) не позволили выйти замуж. В 20 - таки была свадьба. А в 25 пришла в монастырь. Сначала служила в Кировоградской области, затем - в Дубно Ровенской области. И вот - Владимир-Волынский обитель. В 25 лет, по словам матушки, она заявила дома, что уходит в монастырь. К тому времени была замужем. Человек отнесся, конечно, отрицательно. Он считал, что это очередная прихоть жены, пройдет. И пытался что-то делать для того, чтобы это «пройдет» наступило. Возил жену к психологу, психиатру, спросил, что она хочет. Обещал все блага, лишь бы Валентина осталась в браке.

- У меня хороший был человек, - говорит игуменья Мария. - Но, наверное, я должна знать заранее, что уйду в монастырь, и мне не стоило выходить замуж. Но, пожалуй, такова воля Божья, такое Его ослабления, чтобы я попробовала и больше не хотела замужества ...

И не только человек - родные тоже отнеслись негативно к такому выбору дочери, сестры. По словам матушки, она росла в семье, где отец имеет очень жесткую характер. Такой характер воспитывали и в ней. Когда она первый раз сказала, что уходит в монастырь, это воспринялось «в штыки». Но она уехала. Вернувшись домой, ничего никому не говорила. Отец спросил через некоторое время: «Ты передумала идти в монастырь?» - «Нет». - «А почему молчишь?» - «А что я вам говорить - как я говорила, что иду в монастырь, просила благословения, то вы начали кричать. Это уже ваши проблемы. Мое же решение не может измениться, или с вашим благословением или без него - в монастырь я пойду ». Мама плакала, а отец сказал: «Лучше с благословением, потому что ты все равно пойдешь».
Божье прощение С УСТ игумен КОНСТАНТИНА

13 лет назад матушка Мария приняла постриг. Происходило это таинство в кафедральном соборе Рождества Христова города Владимира-Волынского. В разговоре об этом я вспомнила, что когда-то (оказывается 9 лет скоро пройдет!) Присутствовала, когда в Свято-Троицком соборе Луцка чин пострига совершал епископ Луцкий и Волынский УПЦ Киевского патриархата владыка Михаил. Наблюдала вместе с другими своими коллегами трогательное действо: владыка отвергал ножницы, указывая, что есть время передумать, а двое молодых работников газеты «Аверс-пресс» - журналист Иван Марченко и менеджер Олег Дядюсь - по очереди приносили их и вкладывали в руку . Тем самым свидетельствовали, что этот шаг в их жизни - обдуманный и иного решения быть не может.

Услышав об этом, игуменья Мария спросила:

- А вы с этими молодыми людьми после пострига встречались?

После моей отрицательной ответы добавляет:

- Игумен Константин и отец Макарий (такие имена дано после пострига. - Авт.) В настоящее время живут в Жидичинский Свято-Николаевском мужском монастыре. И игумен Константин будет 22 марта в нас на дне рождения монастыря. У вас есть возможность спросить у него, почему он трижды поднимал ножницы, не изменив своего решения. Сейчас отец Константин - декан всех монастырей УПЦ Киевского патриархата Волынской области. В каждом монастыре есть настоятель, которым руководит владыка Михаил. Но с какими вопросами, чтобы не беспокоить каждый раз владыку, мы обращаемся к декану монастырей. На 10-летний юбилей монастыря владыка был у нас. И в следующем году, на 15-летие я снова его приглашу. А в этом году приедет и сделает нам благодатное праздник отец Константин.

Я видела, как к этому празднику готовились в обители. Даже вечерняя служба немного выбилась из привычного распорядка и была позже: девушки-практикантки из Волынской богословской академии Наталья и Надя и еще приглашенная гостья из Ровенской, которая, как я поняла, здесь часто бывает, устроили репетицию накануне Божественной литургии. Игуменья Мария, как заботливая хозяйка, протирала иконы, расставляла букеты живых цветов у распятия Иисуса Христа. А в день годовщины монастыря ее лицо просто сияло - видимо, очень радовалась, что хоть был и будний день, а в домовую церковь Успения Пресвятой Богородицы пришло немало прихожан. Ведь это означает, что монастырская церковь стала для кого-то своей: приходят сюда - и на душе мир.

Как сказала матушка Мария, она принадлежит к тем людям, Которые утверждают, что в церкви проповедь быть не может иметь политического характера. Нельзя настраивать прихожан друг против друга. В церкви проповедь должна касаться Библии, учит любви, «потому что без любви в душе мы пропадем». И священники из кафедрального собора Рождества Христова, Которые поочередно здесь правят Божью службу (Евгений, Игорь, Сергей, Николай), в этом с игуменьей являются единомышленниками. Раздора сегодня никому не нужен. А вот молитва за воинов АТО, за пленных, чтобы быстрее вернулись, тех, кто пропал без вести, чтобы нашелся, за единство Украины и мир в последние два года неотъемлемая.

22 марта, в день 14-й годовщины женского монастыря, праздничную Божественную литургию служили отцы Константин, Никодим и Каллиник - монахи Жидичинского Свято-Николаевского мужского монастыря, которых пригласила матушка. Желающие, к которым присоединилась и я, могли исповедаться. А исповедовал игумен Константин. Могла когда-то на таинстве пострига журналиста Ивана Марченко подумать, что через девять лет произойдет такое стечение обстоятельств и я покаюсь в грехах прежнему своему коллеге?

Игумен Константин освятил икону Пресвятой Богородицы. А прежде как окропить ее и присутствующих на мероприятии, сказал:

- Мои пожелания всем нам, живущим в монастыре и кто сюда приходит, - научиться ценить тот Божий дар возможности спасаться здесь ... Потому важно знать: как бы трудно тебе ни было, ты место, должен людей, к которым можешь прийти со своей бедой , горем. А человек, который чувствует, что она не одна, что от нее не отвернулись, уже не может быть несчастной.

Икону Пресвятой Богородицы пожертвовали монастырю по случаю его годовщины прихожане. В течение 40 дней у нее по очереди читать молитвы и те, кто живет в обители, и те, для кого монастырская церковь стала своей.

По благословению матушки Марии я встретилась с игуменом Константином. Мне известно, что монахи уходят от светской прессы. Но, чтобы завязать разговор, спрашиваю:

- «Волынь-новая» знаете?

- А кто ее не знает, - отвечает игумен своеобразным комплиментом в адрес газеты.
Уточняем, что в этом году пройдет 9 лет, как отец Константин (в миру Иван Марченко) принял постриг. И вот он - благочинный монастырей Киевского патриархата в нашей области. Как будто не выпадает уже возвращаться к тому, как он трижды ножницы поднимал, подтверждая свое решение стать монахом. Интересы отцом Макарием, с которым он принимал постриг. Оказывается, сейчас отец Макарий занимается военными в Национальной гвардии Украины.

Того праздничного в монастыре дня я попрощалась с матушкой Марией и всеми, с кем на протяжении нескольких дней была одной семьей. Вспомнилось, как еще тогда, когда я только вынашивала мысль, чтобы пожить в обители, моя дочь выразила опасения: не произойдет что-то такое, что «привяжет» меня в монастырь, и я хочу там остаться? Я ее успокоила: мол, поздно мне что-то менять в своей жизни. Сегодня то же скажу, только уже с аргументами. Отречься мирской жизни - это своего рода подвиг. Но это подвиг, когда в монастырь идет молодой человек. Тогда она действительно жертвует всеми радостями жизни ради служения Богу. Не случайно монахинь называют невестами Господа. А чем я могу пожертвовать, если уже все было в моей жизни? Я была замужем, имела большую любовь, судьба дарила радость материнства, улыбку внуков, любимую работу с бесконечным познанием мира и людей ...

Настоятельница монастыря матушка Мария по этому поводу говорила:

- Нельзя сказать, что в позднем возрасте Господь не приводит в монастырь. Приводит. Но обычно тех, кто всю жизнь был у церкви. А мирскому человеку в старшем возрасте пойти жить в монастырь - возможно, но очень сложно. Сложно, потому что нужно меняться после того, как уже выработались свои стереотипы. И здоровье уже не то. И даже подставлять свое тело под пост (а в монастыре ограничения в еде круглогодичное, по крайней мере мяса здесь никогда не едят. - Авт.) Тоже непросто. А смириться с тем, что тобой кто-то руководит, подчинить свою волю чужой еще сложнее.

Словом, если в старости и приходит кто-то жить в монастырь, то чтобы его присмотрели. Делать такой человек ничего не может, стоять на службе долго - тоже тяжело, как и поклоны бить. Даже одежду монашескую надо мягче, теплее.

А точку во всем ставит то, что на все воля Божия. Потому что, как написано в Библии, без воли Отца Небесного не упадет с головы ни один волос.

Volyn.com.ua

Казалось непосильным даже элементарное: это же надо будет косметичку дома оставить - а как в моем возрасте можно встать утром и не нанести хотя бы легкий макияж, "не сделать лицо»?
О чем можно говорить в первую неделю поста?
Возникает вопрос: ради чего ты уходишь от мирской жизни?
Потому что он тебя бросил?
Отец спросил через некоторое время: «Ты передумала идти в монастырь?
«А почему молчишь?
Могла когда-то на таинстве пострига журналиста Ивана Марченко подумать, что через девять лет произойдет такое стечение обстоятельств и я покаюсь в грехах прежнему своему коллеге?
Вспомнилось, как еще тогда, когда я только вынашивала мысль, чтобы пожить в обители, моя дочь выразила опасения: не произойдет что-то такое, что «привяжет» меня в монастырь, и я хочу там остаться?
А чем я могу пожертвовать, если уже все было в моей жизни?