Навигация по сайту

Популярные статьи

Облако меток

Остановка ковчега на горе Арарат

Священник Андрей Хромяк, преподаватель ВПБА, кандидат богословских наук Священник Андрей Хромяк, преподаватель ВПБА, кандидат богословских наук   «И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверей, и о всей скот, [и о всех птиц, и о всех животных, пресмыкающихся,] бывших с ним в ковчеге;  и навел Бог ветер на землю, и воды остановились

«И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверей, и о всей скот, [и о всех птиц, и о всех животных, пресмыкающихся,] бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились. И закрылись источники бездны и окна небесные, и прекратился дождь с неба. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались вершины гор »(Быт. 8: 1-5).

«И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверей, и о всей скот, [и о всех птиц, и о всех животных, пресмыкающихся,] бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились ».

«Будем же, возлюбленные, понимать эти слова благочестиво, а не в том грубом смысле, в котором собственно понимать их нашей немощной природе, - говорит относительно этих слов святой Иоанн Златоуст. - Что значит "вспомню"? То есть Бог сжалился над праведником, живший в ковчеге, сжалился над ним, когда он был в столь тесном и сложном положении, и не знал, чем закончатся его беды ». Сам же воспоминание Богом Своих рабов языке Священного Писания означает выполнение обетов и предоставления им наград (Быт. 19:29; Исх. 2:24; 32:13; Пс. 131: 1).

«... и навел Бог ветер на землю ...». Сильный ветер, который разгонял дождевые облака, был в руках Божественного всемогущества естественной причиной прекращения потопа. В этом случае, как и в других, ему подобных (Исх. 10: 13-19; 14:21), создатель использует природные явления и законы, установленные Им как орудие Своей воли.

«И закрылись источники бездны и окна небесные, и прекратился дождь с неба».

Причина прекращения потопа находится в полном соответствии с причиной его происхождения (Быт. 5: 4).

«Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней».

Параллельно картине постепенного роста потопа (Быт. 7: 17-20) этот раздел дает не менее художественное изображение его постепенного прекращения.

Отметив сам факт ухода воды в свои обычные бассейны, писатель указывает и на детали: во-первых, уменьшение количества воды, во-вторых, остановка ковчега на вершине Араратской кряжа и освобождение от воды верховьев других.

«И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских».

Считая наиболее достоверной датой начала потопа семнадцатый день месяца мархешвана (первые числа ноября), остановку ковчега на вершине гор мы должны отнести в семнадцатый день месяца нисана, что соответствует началу нашего апреля. А поскольку, по указанию писателя, между двумя вышеупомянутыми хронологическими сроками прошло сто пятьдесят дней (Быт. 7:24), следовательно, на каждый из пяти этих месяцев приходится по 30 дней. Отсюда многие небезосновательно делает вывод, что в первобытную эпоху год был солнечным, а не лунным.

Отметим, что в указании же число обоих месяцев между различными переводами есть отличие: в одном 17-е, а во втором 27-е число. Это произошло, вероятно, по вине переводчиков, которые легко могли перепутать буквенное обозначение чисел (цифр еще не было).

«... На горах Араратских».

Уже то, что здесь вместо единственного приняты множество (горы), свидетельствует, что речь идет не об одном вершину, а о гряда гор или вообще о гористую местность. И действительно, Библия знает всю страну Арарат, которую отождествляют с Арменией, как это особенно ясно из сравнения 4 кн. царь. 19:37 с Ис. 37:38 (по переводу Семидесяти). Подобным же именем - Урарда или Урту - сказывается Армения и в клинописных памятниках ассирийских царей. На одной из гор этой Армении и остановился ковчег Ноя.

«Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались вершины гор ».

Поскольку Арарат - лишь одна из вершин целого пряди, то вполне понятно, что по мере уменьшения уровня воды открылись и верховья других гор. Это произошло, как видно из текста, в первый день 10-го месяца - таммуза, то есть примерно в половине нашего июля.

Вол. епарх. сем. - 2016. - № 7-8 (140-141)

Что значит "вспомню"?