Навигация по сайту

Популярные статьи

REGIONS.RU — новости Федерации | Изменения в избирательном законодательстве происходят, но в направлении, которое отдаляет нас от демократии


Участковые избирательные комиссии начали подготовку к выборам в Югре
Жителей Югры ожидает самая масштабная с 2013 года избирательная кампания в городских и сельских поселениях, а так же выборы губернатора Тюменской области. Информацию о подготовке к выборам озвучили на

Виды избирательного права, виды источников
Понятие избирательная система характерно, прежде всего, для демократического режима государственного устройства. В различных странах с таким режимом система выборов устроена, имеет различную структуру

Я будущий избиратель
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ПРАВУ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК Сочинение «Я – будущий избиратель»

Порядок выборов депутатов Государственной Думы
  В соответствии с Конституцией РФ (ст. 95, 96, 97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным

Подсчет голосов
Процесс подсчета голосов избирателей регламентируется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (статья 68). За нарушение правил подсчета

Я - Избиратель
Я - ИЗБИРАТЕЛЬ. Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан и исполнять обязанности граждан. С. Смайлс, писатель. Я - будущий

2.8. вскрытие стационарных ящиков для голосования, сортировка избирательных бюллетеней
2.8. Вскрытие стационарных ящиков для голосования, сортировка избирательных бюллетеней Перед вскрытием стационарных ящиков для голосования председатель УИК разъясняет присутствующим при подсчете

Избирательные цензы
Избирательные цензы – это установленные законом условия, которым должен соответствовать гражданин, чтобы обладать избирательным правом. Избирательные цензы есть как для активного, так и для пассивного

Я - Избиратель
Я - ИЗБИРАТЕЛЬ. Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан и исполнять обязанности граждан. С. Смайлс, писатель. Я - будущий

Облако меток

Пантелеймон Кулиш "Черная рада": краткий пересказ, характеристика персонажей, цитаты

  1. изложение содержания
  2. характеристика персонажей
  3. Главные персонажи
  4. Иван Брюховецкий
  5. шрам
  6. Петр Шраменко
  7. Ч Ереван
  8. Мелания Череваниха
  9. Леся Череванивны
  10. Запорожский атаман Кирилл Тур
  11. второстепенные персонажи

Мегаважливо! "Черная рада" - ПЕРВЫЙ роман, написанный новой украинском языке, то есть ПЕРВЫЙ роман новой украинской литературы и ПЕРВЫЙ украинский исторический роман

Автор текста: Дмитрий Заяц

изложение содержания

Весной 1663 двое всадников приближались к Киеву. Один был молодой вооруженный казак (Петр Шраменко), второй «по одежке и бороде - как поп, по сабле и шрамах на лице - как старый казак» (старый Шрам). Видно, что ехали они издалека. Не доезжая до Киева, завернули в Хмарища, Череваневого хутора. Толстяк был богатым господином и веселым, с тех казаков, обогатились за десятилетнюю войну с ляхами.

Было тихо и красиво, а всадники какие невеселые. Приехали к хутору и застучали в дубовые ворота. Открыл старый ключник Василий Невольник и очень обрадовался, узнав паволоцкого полковника Шрама. О его сына Петра сказал: "Орел, а не казак!" Провел на пасеку, где больше всего времени проводил Черевань и где любил принимать гостей.

Старый Шрам был сыном паволоцкого попа Чепурного, учился в Киевской братской школе и сам вышел на попа. Но когда поднялись казаки с гетманом Остряницей против униатов, не усидел в приходе и пошел в казацкое войско. Поляки быстро тушили пламя всех восстаний, и в Украине продолжали твориться бесчинства и безобразия. Шрам остановился в зимовнике среди дикой степи на Низа, взял в жены пленной турчанки, проповедовал Слово Божие рыбакам и чабанов. Побывал везде, так закалился, что большая польза и подмога из него была во время Хмельницкой области. Израненный его вдоль и поперек, поэтому получил прозвище - Шрам. Сыновья подросли, стали казаками; двое погибли в бою, остался только Петр. Почувствовав, что приходит в упадок его сила, Шрам сложил с себя полковничество и начал служить Богу.

Но опять начались на Украине проблемы, ссоры и кровопролития за гетманскую булаву. Шрама мучила мысль, что погибнет от этого Украина. Поэтому правил мирянам: "Блюдитеся, Да не порабощенни будете; берегитесь, чтобы не дано вас опять ляхам в жертву! »Когда умер паволоцкий полковник, Шрам сам вызвался послужить обществу, и был избран снова. Задумался полковник, как Украина «на добрую дорогу вывести». Пустил слух, что он болен, а сам уехал на хутор для совета.

На пасеке в Череваня Шрам встретил Божьего Человека. Это был слепой старец - кобзарь. Ходил без поводыря, в заплатанной свитке без сапог, а денег носил полные карманы: он выкупал невольников из плена. К тому же умел лечить, заказывать раны. Казаки очень уважали его еще и за песни. Черевань обрадовался встрече, стал расспрашивать Шрама. Тот сказал, что едет на богомолье в Киев. В Божьего же Мужчину одна дорога - выкупать рабов. Слуга Василий Невольник и себе добавил слово, что именно благодаря Божьему Мужчине он видит мир крещеный, а служит теперь верой и правдой утробы, за чьи деньги он освобожден из плена. Шрам расспрашивал старика, знает то, что творится за Днепром. Божий Мужчина печально сказал, что нет согласия между казаками, старшину не слушают. Сомко мог бы гетманом, так ему не дают, потому что он не хочет кланяться московским боярам. Запорожцы же своим гетманом зовут Брюховецкого. Шрам удивлен этим. То Сомко, что приходилось Юрась Хмельницкий дядей, оскорбил Иванця Брюховецкого, а ночью поймал его у своей кровати с ножом. Военный совет присудил отрубить ему голову, а Сомко велел посадить Иванця на свинью и провезти по городу.
После этого стыда «Иванец» стал собирать деньги, угождать каждому. Когда Юрась ушел в монахи, Брюховецкий обокрал гетманскую казну и отправился на Запорожье. Там сип деньгами - и запорожцы избрали кошевым.
Полковник Шрам признался, что едет не на богомолье, а в Переяслав, к Сомка-гетмана, надеясь, что именно он сможет объединить разделенную Украины.

На хуторе в Череваня Петр Шраменко сидел в пекарне и разговаривал с Череваниха (Меланиею) и ее дочерью Лесей. Черевань, заглянув туда, порадовался и пошутил, что ему, мол, еще и жениха хорошего для дочери привезли. Горница в Череваня хорошая, на полках серебряный и золотой сосуд, из войны, из княжеских замков привез. А молодому Шраменко лучше показалось в пекарне, где цветы, душистый хлеб и замечательная девушка. Черевань угощал гостей, а Череваниха, свежая и круглолицая, узнав, что Шрам едет на богомолье, вызвалась поехать с ним. Полковник спросил у хозяина, согласился 6 он отдать свою дочь за его сына. Толстяк с радостью дал согласие, а Леся будто испугалась, хоть Шраменко ей тоже пришелся по душе. Здесь вошла Череваниха и сказала, что такие дела так не делаются, сначала следует сходить на богомолье. Итак, сватовство откладывалось, и Шраменко догадался, что Череваниха имеет в виду другого зятя, и Леся ним гордится. Когда ехали в Киев, Петр прямо спросил Череваниха, а та ответила, что ей, когда она еще ходила беременная Лесей, приснился странный сон, что ясную даму забирает сам гетман (Сомко). Гадалка подтвердила, что суженый дочери, которую она родит, будет самый красивый и самый знатный.

Шрам и Черевани отправились на богомолье в Киев. Они ехали узкими переулками Подола. Им преградили дорогу мещане, праздновали рождение сына у Тараса трубача. Стали настаивать, чтобы путники с ними выпили - не хотели, слово за слово, и вспыхнула ссора. Мещане, мол, за свой счет строят укрепления, платят налоги, а кармазины (реестровые казаки) только в дорогой одежде разъезжают, пьют и гуляют. Наконец отца (Шрама) пропустили, а он тяжело задумался и понял, что здесь не обошлось без уговоров Иванця Брюховецкий. Черевань, стремясь развлечь старого Шрама, сказал, чтобы тот так не переживал, ведь у них есть и хлеб, и к хлебу. Шрам разгневался и назвал его «Барабашем». Черевань очень обиделся, потом сказал, что готов хоть куда идти вместе со шрамом бороться.

Наши паломники (Шрам и Черевань) происходили в церквях, дали батюшкам серебра на нужды, и вот шум, музыка, топот. Это какой-то из запорожцев с миром прощался. Пил, гулял, угощал общество, шел вприсядку в монастырь, потом все казацкое сбрасывал, оставлял богатство, которое было, надевал волосяную рубашку и шел в монастырь спасаться.

После того много бурсаков оказывались в запорожцах. Толстяк сказал, что был бы женат, сам пошел бы на Сечь. Шрам ему возразил, сказал, что пропало казачество, теперь туда идут или воры, или тунеядцы, которые все пьют и величаются.

А у кареты Череваниха и Леси закружились два запорожцы, хищно глядя на девушку. Один из них, «здоровенный казак» (по имени Кирилл Тур), сказал своему собрату черногорцы, что ради такой девушки и январе покинуть не грех и что она обязательно будет его.

Когда Черевани со шрамом вернулись из пещер, во дворе они увидели высокого и красивого мужчину в дорогом багряных, с большой свитой. Это был гетман Яким Сомко и Шрам очень обрадовался. Гетман пригласил всех к себе в гости, а Лесю назвал своей невестой. Теперь Петру Шраменко не на что было надеяться. Хотя был он казак знатный и красивый, Сомко все же лучше - "высокий, грузный себе господин, круглолицый, русый; голова в кудрях, как в золотом венке; глаза ясные, веселые, как звезды; и уже или ступит, или заговорит, то действительно по-гетьмански ". Шрам назвал Сомик ясным соколом, а тот его - отцом. Сели за стол и заплакал старый полковник. Все удивились, а он объяснил, что не от своего личного горя плачет, а по Украине болеет: "У нас окаянный Тетеря торгуется с ляхами за христианские души, у вас десять гетманов хватается за булаву, а Вкраина разодрана надвое, о том всем безразлично ". А еще идут "слухи о черной совет" (то есть о собраниях, на которых будут участвовать простые, рядовые казаки, запорожцы, и другая «чернь»). Сомко сказал, что успокоит запорожцев, а чернь научит уважать гетманскую превосходство. Что касается других, то "пусть и мещанин, и посполитый, и казак стоит за свое право; тогда будет на Украине и правда, и сила ". Далее Сомко сказал, что негоже ему без гетманшей. Тогда попросил благословения у Брюханов на брак с их дочерью. Толстяк был удивлен, сказал, что уже чуть ли не просватал дочь за Шраменко. Но старый Шрам подошел, сказал, что они не будут стоять на дороге у гетмана, и благословил молодых.

Вдруг пришел запорожец Кирилл Тур, тот самый, что напугал Леся, Сомко его поздравил, а старый полковник сказал, что не годится водиться с этими гуляками. Гетман отметил, что и между запорожцами есть много хороших людей, как вот Кирилл: "Добрый он, и душа искренняя, казацкая, хотя изображает из себя Ледащицу и колдуном (колдуна)".

Сомко посадил гостей за стол, начал расспрашивать Тура, как тот оказался в Киеве, и показал свою невесту. Кирилл сказал, что отберет эту девушку и повезет на Черную Гору. Все смеялись, подумав, что это шутка. Леси вплоть нехорошо стало. Кроме того, она заметила, что жених по своим делам не очень обращает внимание на нее. Вечером заперли все двери, а запорожец, исходя, сказал: "Двери одмикайтесь, а люди не просыпайтесь!"

Казаки нагулялись и легли спать, а Петру не спалось. Пошел в дверь. Как слышит - едут всадники, Тур со своим собратом. Хотел бежать спасать Лесю, а потом подумал, что у нее есть жених, и пусть хранит ее. Когда снова послышался топот - всадники возвращались, но уже с девушкой в ​​седле, которая сидела, как лунатик. Петр схватил коня, саблю и помчался догонять похитителей. Долго гнался, и вот мостик через пропасть. Кирилл перескочил, затем разобрал доски и крикнул Шраменко, чтобы тот прыгал и показал, достоин с Туром драться. Петр перепрыгнул сам, потому что конь его побоялся. Начали драться-на саблях, пока не сломались, на кинжалах, затем на ножах. А тут и погоня гетмана подоспела. Пока доскочилы в пропасть, бойцы одновременно ударили друг друга в грудь ножами и повалились, тяжело ранены. Черногорец бросился к своему собрата, а Леся - к Петру. Забыв стыд, называла сердцем, пыталась остановить кровь. Шрам бросился спасать сына, а Сомко - запорожца. Полковник возмутился, а гетман сказал, что молодой нашлась бы и вторая, а вот Кирилла Тура второго не будет. Леся это услышала, и ее сердце навеки отвернулось от Сомик.

Запорожцы забрали Кирилла, а Черевани - Петра. Леся все копали зелье, лечила, сидела у раненого. Вскоре казак начал поправляться. Он понял, что девушка его полюбила, вот только она уже помолвлена. Оба влюбленных от того унывали.

Между тем Сомику пришло известие, что в Переяслав прибывают царские воеводы. Посоветовались и решили, что Шрам с сыном поедут в Сомка, а Черевань с Лесей - до жениного брата Гвинтовки под Нежин. Когда соберется гетманское свадьбы, склонить старшину к походу на Тетерю и объединения Украины под одним гетманом.

Когда выехали, их встретил гонец и сообщил, что три полка Сомка перешли на сторону Ивана Брюховецкого. Теперь тот владеет половиной Украины и в почете у царя. Сомко хотел расправиться с предателями, но Шрам его отговорил - не время затевать ссоры между своими.

Путники приехали в Гвинтовки, а там пируют запорожцы. Хозяин радушно встретил гостей, а хозяйка - красивая, но блидолика дамы - только грустно улыбалась. Увидев рыдван Череваня, упала в обморок. Оказалось, что она - бывшая польская княжна, в этом рыдване ее захватили, ребенка затоптали лошадьми, князя татары погнали в Крым. Теперь Гвинтовка ее "окозачуе", стол застилают у него не слуги, а сама княгиня, она же и ужин подает. Шрам расспрашивал Гвинтовка, за кого он. Тот сказал, что, конечно, за гетмана Сомка. А что с запорожцами водится, так это потому, что весь мир так перевернулся, прямо не проедешь, надо приспосабливаться.

Утром старый Шрам поехал в Батурин к Васюты (Золотаренко) (еще одного претендента на гетманскую булаву), чтобы попробовать с ним договориться. Петр печальный блуждал в лесу, пока не наткнулся на хутор. Там с удивлением встретил Кирилла Тура. Древней образы как и не было. Запорожец сказал, что готовится "черная совет", и там зададут перцу »городовой старшине". Кирилл пригласил Петра позавтракать с ним, познакомил с матерью, сестрой. Вдруг за Кириллом пришли говорили, что его ждет казацкая расправа зазорным, который он сделал обществу (похищение Леси). Мать Кирилла попросила Петра поехать за ее сыном и привезти какую-то весть.

В урочище Романовский Угол было людно, как на ярмарке. Собралось много черни, которой Иван Брюховецкий обещал отдать Нежин на разграбление. Все хвалили своего кошевого. Брюховецкий был "в короткой старенькой свитке, в полотняных штанах, сапоги кляче попротоптувани ...". Только "сабля аж горела от золота". "Так как себе человек простенький, тихий», а сколько бед Вкраини наделал! Иван Мартынович называл всех своими детьми, жаловался, чем одеть своих казаков, как прокормить, он и сам он как обносился. Мещане кричали, что всем его обеспечат, чтобы он сравнил их в правах с казаками.

В то же время созвали всех судить Кирилла Тура. Привязали казака к столбу, поставили водку, калачи. Каждый должен был подойти, выпить, принять и хорошо ударить им виновного по спине. Начали бить, особенно старались деды. Кирилл держался мужественно, его оборонял собрат и еще несколько товарищей, отказывали других, кому грозили, кого отгоняли. Домой Кирилл вернулся едва жив.

Сомику удалось расположить к себе Золотаренко, то поехал с Шрамом на встречу с гетманом. В городе Нежине и в армии - полный беспорядок. Шрам ходил уговаривал казаков то словом Божьим, то воспоминаниями о Хмельницкую, а предатель писарь Вуяхевич "рассыпал горькие слова в казацкие души", подстрекал на «черную раду".

В доме Гвинтовки - свои проблемы. Черевань заметил, что Гвинтовка сделался совсем другим человеком, не таким, как был прежде, искренним и общительным казаком. Теперь он заботился больше о своем богатстве, к общественным делам ему безразлично. Даже сестре Череваня стало страшно у такого брата.

«Черная рада» в Нежине.

Когда утром одевались ехать на совет в Нежин, им дали голубые стежки к воротам, а не красные, как привыкли носить казаки. Перед городом толпа покрыла все поле. Видно царский шатер и московское войско с боярами. С правой стороны стал Брюховецкий, с левой - Сомко. Народ бурлит. Только сейчас заметил Петр, что красных лент на казаках очень мало, больше голубых. И понял, что задумано что-то плохое. В центре было сделано круг - там поставили стол с бунчуком и хоругвью. Наряду гордо стоял Брюховецкий со своими запорожцами - в голубом кафтане, смотрит по-гетьмански.

Вышел русский князь Гагин с думный благодарностями, вынес подарки старшине, стал зачитывать царскую грамоту. Задние, сельская беднота, ничего не слыша, стали выкрикивать Брюховецкого, другие - Сомик. Произошли крик, драка. Запорожцы схватили Иванця (Брюховецкого), посадили на стол, дали в руки булаву и бунчук. Шрам проталкивает Сомка, а его не пускают, бьют всех, кто не голубой лентой. Пришлось Сомику отступить.

Прибыл Сомко в лагерь Переяславского полка, а тут новая беда - нежинский полковник уже НЕ Васюта, а Гвинтовка. Несколько сотен быстро перешли на сторону Брюховецкого. Попросил Сомко у московского князя защиты и справедливости, а тот уже взял от Брюховецкого большие подарки (взятки). Новый гетман Брюховецкий обрадовался, велел схватить Сомик и Васюту, посадить в тюрьму, а Вуяхевич сказал написать письмо царю, что Сомко бунтует против него казаков.

Крестьяне не знали, что у казаков происходит. Когда Брюховецкий отправился к присяге в город, они решили, что все теперь уровне и пора "барским добром делиться». Начались массовые грабежи: запорожцы грабили и убивали богатых казаков. Московская сторожа не пустила крестьян в город, а казаки уже грабили Сомка лагерь. Братья смеялись черни и похвалялись сравнить всех кнутами. Они преследовали и шляхту - было бы и утробы плохо, если бы не голубая лента. Некоторым пришлось переодеваться в крестьянскую одежду и бежать. Брюховецкий сосватал у дяди Гвинтовки Череваневу Лесю своего писаря. А тут еще Кирилл Тур появился и сказал, что ее его били, поэтому она его. Петр похолодел, напомнил Кириллу о дружбе, а тот ответил, что теперь все перевернулось.

Брюховецкий пировал в Нежине. Рядом с ним сидел князь Гагин, хоть и не следовало так. Запорожские деды привели к новому гетмана казака, «скакал в гречку» (разбирался с девушкой), на суд. Брюховецкий сказал, что не годится из-за женщины забивать братика к смерти, посмеялся от дедов - ее разозлились, плюнули и ушли, поняв, что их обманутым.

Брюховецкий стал думать, как ему свести в могилу Сомка. Запорожец, которому он приказал лишить заключенного головы, отказался это сделать. Вдруг к Брюховецкого напросился какой-то человек и сказал, что сделает то, чего гетман хочет. У него вроде с Сомиком свои счета - и за невесту, и за кии. Это был Кирилл Тур. Гетман дал кольцо запорожца, тот прошел в тюрьму и открылся Сомику. Предложил свою одежду и перстень, чтобы тот убежал. Но Сомко отказался, потому что не хотел чужой жизнью доставать себе волю.

После «черной рады» старый Шрам, жалею паволок, сам поехал в правобережной гетмана Тюри и принял на себя всю вину за то, что город взбунтовался против гетманской превосходства. Старого полковника казнили как бунтовщика, а город оставили в покое. В том же году казнили и Сомка с Васютой.

Петр Шрам шел на Запорожье, а ноги сами свернули в Хмарище. Везде было запустение. Только из пекарни то слышалось. Петр туда - а там Черевани и Леся. Те и не думали увидеть Шраменко живым. их самих "хорошо в руки взял" Гвинтовка, хотел отдать Лесю за Вуяхевича. Но приехал Кирилл Тур, показал какой-то перстень и сказал, чтобы ему выдали Брюханов - везти в Гадяч к гетману. Те просили его, чтобы сжалился, не вез. А запорожец снова: не повезу, как состояния с красавицей на полотенце. А сам отвез в Хмарище и сказал, что ему «вражьих баб не надо - от них беда на земле». Петр остался в Брюханов. Через полгода они с Лесей поженились.

характеристика персонажей

В романе действуют исторические лица (Иван Брюховецкий, которым Сомко, Павел Тетеря, нежинский полковник Васюта, упоминается также Юрий Хмельницкий, Вуяхевич). Однако больше места отведено персонажам, созданным воображением автора, - Кирилл Тур, Пугач, Василий Невольник, Леся, Шрам, Петр Шраменко Божий Мужчина, Черевань, Мелася Череваниха, Тарас Трубач, Кирилл Тур, Гвинтовка и др. Именно из-за их образы и характеры писатель раскрывает в романе перечисленные нами проблемы романа.

Главные персонажи

каким Сомко

Лучшие черты украинского менталитета - честность, преданность и патриотизм - П. Кулиш воспроизвел прежде всего в образе гетмана Сомка. Сомко выступает в романе болельщиком за судьбу Украины, не хочет, чтобы за его личные интересы начались распри. Наказной гетман Сомко искренне огорчен недолей родного края, он - продолжатель дела Богдана Хмельницкого. Об этом свидетельствуют Сомику слова: "сложить вместе оба берега Днепровские, чтобы оба приклонились под одну булаву!". Он искренний и незлобив рыцарь, гордый и умный вожак. Когда верные ему казаки решили положить головы, но не отдать своего гетмана в жертву, он говорит: "Братцы милые! Что вам драться за мою голову, когда погибает Украина! ". Портрет Сомка в романе представлены романтическими красками, выражениями похожими на исторические песни и легенды, автор нам подает гетмана таким, каким видел его народ: "Сомко был воин уроды, возраста и красоты зело странной» (пишут в летописях) был высокий, грузный себе господин, круглолицый, русый; голова в кудрях, как в золотом венке; глаза ясные, веселые, как звезды; и уже или ступу, заговорит, то действительно по-гетьмански ... "Благородно ведет себя он в последний час жизни, отказывается спастись ценой смерти Кирилла Тура, который пришел освободить его из тюрьмы. Сомик автор наделяет характерными чертами украинского полководца и государственного деятеля - теми чертами, которыми наделил его народ в мыслях, песнях и легендах.

Иван Брюховецкий

В отличие от идеализированного образа гетмана Сомка, образ Брюховецкого изображен автором в более реальном ключе. Конечно, Кулиш негативно оценивает своего героя. В первую очередь это выражается в словесном портрете Брюховецкого в романе: "... и где сбоку человек среднего роста и возраста, а за ним и по сторонам его целая толпа всякой людей - и запорожцы, и городское казачество, и смешанное, и простые мужики-гречкосеи ... Человечек этот был в короткой старенькой свитке, в полотняных штанах, сапоги кляче попротоптувани - и пучки видно. Разве по сабле можно было бы догадываться, что оно что-то не простое: сабля аж горела от золота, да и то на нем была как чужая. И фигура, и красота в его была вовсе не гетманская. Так как себе человек простенький, тихий. Никто, глядя на него, не подумал бы, что в этой голове вертится что-нибудь, кроме мысли о вкусный кусок хлеба да уютную комнату. А как присмотришься, то на виду у его то как еще и дружелюбное: так, кажется, сел с ним да погуторив кое о чем хорошо да мирное. Только глаза были какие-то странные - так и бегают то туда, то сюда и, кажется, так все и читают изпидтишка мужа ... "

Черты характера Ивана Брюховецкого - это самолюбие и амбициозность, подлость, умение склонить на свою сторону влиятельных лиц, равнодушие к человеческой жизни, пренебрежение моралью Запорожье, малодушие. Свое отрицательное отношение к герою автор постоянно подчеркивает пренебрежительными характеристиками и высказываниями: "... мозгует себе ленивый Иванец" ", - смотрел гордо ... взявшись в стороны ... Брюховецкий сует" и тому подобное. Брюховецкий - прямой антагонiст Сомка. Он лукавый, коварный, хитрый, подлый. Обещая уменьшить поборы старшины i ограничить увлечение ею имений, вытирая в довiрья простонародья, он пытается произвести выгодное впечатление, быть малозаметными, скромным. А добившись своего, откровенно и цинично раскрывается перед теми, кто его поддерживал. После Черной рады Брюховецкий грубо ругает голь ( «мужичье неумытая", "глупый мужицтво"), угрожая всех «сравнить» плетьми, смеется со старых сiчовикiв.

шрам

Верным соратником Сомка изображено паволоцкого полковника и попа Шрама, горячего поборника объединения Украины. Ему отведено в романе много места, и именно через образ Шрама П. Кулиш полно раскрывает свои взгляды. Шрам - добродетельный, уважаемый человек, отважный воин. Обращает на себя внимание необычная внешность этого полковника - священника ( «по одежде и бороде - как поп, по сабле и шрамах на лице - как старый казак»). Мужественно ведет себя Шрам в бою, его устойчивость вызывает удивление даже у бывалых воинов: "Что, тебя Господь сотворил с самого железа?" Паволоцкий полковник Шрам - одна из центральных фигур романа - человек досвiчена, мудрая. Он хорошо понимает, чего хотят претенденты на гетманскую булаву, правильно оценивает ИХ политические и военные силы. Ради независимости Украины Шрам готов отдать силы и лета, что ему суждено еще прожить. Он едет в Якима Сомка, чтобы словом i делом помочь ему в этом деле - "привлечь всю Украину к одной булавы".

Шрам - идеально-романтический образ, который всеми силами стремится к добру и покоя Украине. Даже относительно единственного сына Петра, которому Божий Мужчина предсказал, что умрет своей смертью, отвечает: "Да лучче ляжет от сабли i от пули, чтобы за доброе дело, за целость Украины, что вот розiдралы надвое". I погиб Шрам тоже за Украину, когда, спасая Паволочь, сам сдался Тетерi и принял всю вину на одного себя: "Шрам паволоцкий, жалея гибели паволок, сам пошел к Тюри и принял всю вину на одного себя. И Тетеря окаянный НЕ усомнился его, праведного, как бунтовника, насмерть осудить и осудив, повелел ему среди обоза военного голову одтяты ". Шрам решительно отстаивает право старшины решать все государственные вопросы, с пренебрежением относится к простому народу, казацкой голытьбы, запорожцев, при этом увлекается их героическими подвигами в былые времена.

Петр Шраменко

Достойный отца его сын Петр - "орел, а не казак". Храбрый, упорный и мужественный, он делает первые успехи в военном деле - приобретает враждебно знамя. Петp Шpаменко - лицаp, добра казак, смелый, упорный, мужественный. Его хоpобpисть и преданность родине удивляет бывалых казаков: "Hе каждый способен под пулями большую pику пеpепливты". Петр очень предан любимой девушке Леси. Во-лицаpськы отражает он в Киpила укpадену девушку, защищает ее честь.

Ч Ереван

Интересным и неоднозначным в романе является образ помещика Череваня. Черевань участвовал в освободительной борьбе украинского народа против Польши, занимая высокие должности в армии Хмельницкого. Хотя для П. Кулиша он является олицетворением "хуторской идиллии", все же его образ трудно назвать положительным.

Черевань прикипел к своему богатству и вообще с хутора никуда не выезжал. Война, а затем легкое обогащение разрушили в его душе чувство милосердия. Даже несмотря на то, что Черевань человек доброжелательный и искренний, для него самые дорогие его собственные эгоистические интересы. Для Череваня понятие Украины олицетворяет его хутор: "А что нам, брат, к Вкраини? Разве нам ничего есть, или пить, или ни в чем хорошее походить? »Он на первый план ставит собственное богатство и роскошь, а не Украины. Черевань идет на компромисс со своей совестью, он соглашается ехать на выборы в Нежин сугубо из личных корыстных побуждений, что позже, в "черной" рады, проявилось в наивном: "Я своего зятя во всяком месте выберу гетманом".

Мелания Череваниха

Жена Череваня. О внешности Череваниха сказано, что она «женщина свежая и круглолицая». О ее характере узнаем больше: Череваниха верховодит в семье, фактически имеет большую власть, чем слабохарактерный Черевань, в спорных случаях навязывает свою волю: например, настаивает, что ее дочь Леся должна стать женой гетмана Сомка, а не Петра Шраменко, как бы того хотел Черевань. Череваниха гордая, решительная, амбициозная.

Леся Череванивны

Любовная линия романа представлена ​​образом Леси (дочери Череваня). В духе народных песен изображена красота Леси ( «ли заговорит, или рукой поведет, пойдет по дому - так всяком на душе как солнышко светит"), ее любовь с Петром. В общем образ Леси Череванивны тоже идеализированный, типизированный образ красавицы из украинского фольклора - она ​​олицетворение женской красоты и чистоты. Черты характера Леси: скромная, робкая, нежная, романтичная, мечтательная, верна в любви.

Запорожский атаман Кирилл Тур

Кирилл - колоритный, яркий персонаж романа. Изображен Тур неоднозначно, многим напоминает героев народных дум и исторических песен. Портрет героя: «... здоровенный казак. Рожа широкая, загорелая на солнце; сам толстый; длинная, густая шевелюра, поднявшись первый вверх, приходила за ухо, как лошадиная грива; уси длинные, вниз позакручувани, аж на жупан извисалы; глаза так и играют, а черные, густеет борвы аж совсем поднялись над теми глазами ... »Отважный и великодушный, он готов отдать жизнь за боевое братство, казацкие обычаи. Атаман запорожцев, мужественный, но причудливой характера воин. Жизнь его полна приключений, то, что он делает, под силу только великану. Главное для Кирилла, сына запорожца, - казацкая честь: "Лучше мне променять саблю на веретено, чем напасть вдвоем на одного». Цель его жизни - получить славу, что переживет рыцаря. Главное, чтобы рыцарь стоял за правое дело и бил врага. Жизненная философия Кирилла - философия свободы, любви и гуманизма, корни которых в легендах и преданиях о казака Мамая, в характерництва запорожцев. Пантелеймон Кулиш, создавая образ Тура, использовал рассказы о казацкой изобретательность и безопасность: в частности, о том, как казаки напускали ману на врага и тем-то так легко побеждали его. В основе вычурности Кирилла - глубокая и впечатлительная украинская эмоциональность, безграничная любовь к человеку и миру, стремление согреть, развеселить мир. Однако способен Кирилл и на злые поступки ради собственного удовольствия: так, он похищает Лесю и хочет силой сделать ее своей девушкой. Тем не менее, в других ситуациях тот самый персонаж проявляет героизм и готовность к самопожертвованию ради казацкой славы.

второстепенные персонажи

«Божий человек» - кобзарь. Это не старец и не нищий, а патриот, воин Божий, ходячая совесть народа. Мирская жизнь для него ничего не значит. Свою слепоту он считает НЕ увечьем, а Божьим знамением, поэтому и осуждает тех кобзарей, которые за рюмку водки сделались придворными поэтами и музыкантами.

«Мочевой дед» Пугач - представитель запорожского казачества в романе. Старый Пугач изображен в романтическом ключе, он охранник казацких обычаев. Этот образ иллюстрирует лучшие традиции Запорожской Сечи. Филин везде, при любых условиях отстаивает правду, несмотря на то, кто ему противостоит. Он хочет, чтобы на Украине не было "ни господина, ни мужика, ни богатого, ни бедного". Так, на «черной раде" он поддерживал Брюховецкого, но почувствовав настоящую суть этого демагога, и еще когда увидел, что новый гетман начал проявлять пренебрежение к демократическим традициям запорожского казачества, с гневом обличающие и решительно порывает с ним.

Василий Невольник - Эта сломана неволей, а позже прислужничеством личность. Во времена своей молодости Василий был одним одним из находчивых казаков, знал грамоту и Днепровские устья. Судьба сделала из бывшего рыцаря страдальца, ярким свидетельством чего стало его новую фамилию - Невольник. Добровольно принятое рабство в Череваня доконало Василия к остальным.

Автор текста: Дмитрий Заяц.

____________________________________________________________________

Существует также фильм "Черная рада", который полностью соответствует событиям романа. Вы можете просмотреть его здесь.

Существуют также другие фильмы и мультики, снятые по мотивам произведений, которые есть на ВНО. Все эти видео тщательно собраны для вас на этой странице нашего сайта .

Готовитесь к ВНО по украинскому и НЕ знаете, с чего начать или что еще выучить? Запишитесь на наш короткий, но очень обучающий видеокурс 5 самых заданий ВНО . Это бесплатно!

Мужественно ведет себя Шрам в бою, его устойчивость вызывает удивление даже у бывалых воинов: "Что, тебя Господь сотворил с самого железа?
Разве нам ничего есть, или пить, или ни в чем хорошее походить?