Навигация по сайту

Популярные статьи

REGIONS.RU — новости Федерации | Изменения в избирательном законодательстве происходят, но в направлении, которое отдаляет нас от демократии
Ну во-первых, надо понимать, что власть вносит изменения в избирательное законодательство. И последние большие изменения были внесены осенью прошлого года. Тогда отменили открепительные удостоверения,

Виды избирательного права, виды источников
Понятие избирательная система характерно, прежде всего, для демократического режима государственного устройства. В различных странах с таким режимом система выборов устроена, имеет различную структуру

Порядок выборов депутатов Государственной Думы
  В соответствии с Конституцией РФ (ст. 95, 96, 97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным

Я будущий избиратель
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ПРАВУ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК Сочинение «Я – будущий избиратель»

Подсчет голосов
Процесс подсчета голосов избирателей регламентируется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (статья 68). За нарушение правил подсчета

Я - Избиратель
Я - ИЗБИРАТЕЛЬ. Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан и исполнять обязанности граждан. С. Смайлс, писатель. Я - будущий

2.8. вскрытие стационарных ящиков для голосования, сортировка избирательных бюллетеней
2.8. Вскрытие стационарных ящиков для голосования, сортировка избирательных бюллетеней Перед вскрытием стационарных ящиков для голосования председатель УИК разъясняет присутствующим при подсчете

Избирательные цензы
Избирательные цензы – это установленные законом условия, которым должен соответствовать гражданин, чтобы обладать избирательным правом. Избирательные цензы есть как для активного, так и для пассивного

Я - Избиратель
Я - ИЗБИРАТЕЛЬ. Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан и исполнять обязанности граждан. С. Смайлс, писатель. Я - будущий

 ВЗГЛЯД / «Депутаты должны будут уведомлять власти о своих встречах с избирателями»
Проводимые хаотично уличные встречи депутатов с избирателями могут легко стать поводом для провокаций, подчас даже вопреки желанию самих организаторов. Некоторые депутаты использовали лазейку в законе,

Облако меток

АЗЕРБАЙДЖАН ПРИБЛИЗИЛСЯ К СТАТУСУ МОНОПОЛИСТА НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ РЫНКЕ ГРУЗИИ

Опубликовано: 29.10.2018

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Андрей АРЕШЕВ | 27.02.2018 | 20:21

В январе нынешнего года Министерство экономики и устойчивого развития Грузии утвердило энергетический баланс, согласно которому страна  покупать природный газ из России. 99,65% из 2,7 млрд. куб. метров газа, который Грузия запланировала потребить в 2018 году, будут предоставлены Азербайджаном, из которых 1,866 млрд. куб. м будет добыто Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR), а 813 млн. придется на офшорное месторождение Шах-Дениз. Местная добыча – менее 10 млн. кубометров.

«Если сегодня мы получаем 800 млн. кубометров, то к 2022 году Грузия сможет получить удвоенное количество – до 1,6 миллиарда кубометров газа. Это, конечно, отразится на экономическом развитии и энергетической безопасности нашей страны», –  первый вице-премьер Грузии, министр экономики и устойчивого развития Дмитрий Кумсишвили по завершении своего визита в Баку, где он принимал участие в четвертой встрече Совета министров «Южного газового коридора».

В 2017 году Азербайджан  в Грузию более 219 тыс. тонн нефтепродуктов и 2,2 млрд. кубометров природного газа. Что касается импорта электроэнергии, то здесь в 2017 году на долю Азербайджана  61,3%, России – 30,2% и Армении – 8,5%.

Таким образом, энергетическая политика Тбилиси развивается по вполне определённому вектору. Напомним, немногим более года назад Грузия и Россия после непростых переговоров подписали так называемую энергетическую сделку, вызвавшую предсказуемый всплеск эмоций со стороны крикливых прозападных радикалов. До января 2017 года Москва платила Тбилиси в качестве транзита 10% переправляемого в Армению природного газа, и российская сторона стремилась перейти от товарной схемы к денежным платежам. Однако такое изменение потенциально было сочтено грузинскими властями невыгодным, поскольку денежные выплаты, по мнению Тбилиси, уязвимы к колебаниям цен и возможной девальвации валюты. Согласно подписанному на два года соглашению от 11 января 2017 года, РФ сохраняла товарную схему оплаты в 2017 году, однако с 2018 года переходит на денежные выплаты. Более того, в случае если бы Грузия нуждалась в дополнительном газе, Россия  её по дисконтированной ставке 185 долларов за 1 тысячу кубометров вместо прежней цены в 215 долларов.

Грузинское руководство приветствовало новое соглашение как очень выгодное, не раскрывая, однако, какой процент природного газа будет получать Тбилиси в качестве транзитной пошлины в соответствии с товарной схемой в 2017 году и сколько будет платить Москва после перехода на денежные выплаты в 2018 году. В адрес грузинского правительства  обвинения, что оно добровольно или «по умолчанию» помогает Москве закрепиться в качестве ключевого энергетического игрока на Южном Кавказе, якобы игнорируя при этом вопрос о «20 процентах оккупированной грузинской территории», под которыми в Тбилиси и на Западе подразумевают Республику Южная Осетия и Республику Абхазия.

Упомянутая январская сделка 2017 года хотя не привела к расширению присутствия «Газпрома» в Грузии (в прошлом году она получила из России 100 млн. кубометров газа, с марта поставок не было), всё же позволяет России хотя бы постепенно уйти от «товарной» схемы оплаты армянского транзита к денежной. Очевидно, что российско-грузинский переговорный процесс заставил Баку нервничать в опасении, что возможное возвращение «Газпрома» на энергетический рынок Грузии в любой форме или в масштабах пошатнёт практически монопольное положение SOCAR.

В Тбилиси объясняли переговоры с Москвой, неоднократно заявляя, что Грузия нуждается в дополнительных поставках природного газа для удовлетворения растущего спроса. В связи с нехваткой получаемого газа из Азербайджана власти Грузии выражали желание увеличить закупки газа из других стран. Результатом переговоров между министром нефти Ирана Бижаном Намдаром Зангани и министром энергетики Грузии Кахой Каладзе в феврале 2016 года стала нереализованная пока  о поставке 200 млн. кубометров иранского газа в Грузию через территорию Армении.

В силу тесных политических и экономических связей прикаспийская республика позиционируется в качестве надежного поставщика энергоносителей в Грузию на протяжении многих лет. Это немаловажно для Баку в связи с участием обеих стран в прокате так называемого «Южного газового коридора», который должен заработать к 2020 году.  Азербайджанские официальные лица утверждают, что Баку располагает всем необходимым Грузии природным газом, поставляемым со скидкой (точная цена, впрочем, не разглашается под предлогом коммерческой тайны). Важным элементом в аргументации прозападных политических группировок является   о том, что увеличение доли «Газпрома» на грузинском энергетическом рынке, дескать, сведёт на нет столь тяжело завоёванную энергетическую независимость от Москвы. Практически тотальная зависимость от другого соседнего государства при этом, конечно, в упор не замечается.

В силу тесных политических и экономических связей прикаспийская республика позиционируется в качестве надежного поставщика энергоносителей в Грузию на протяжении многих лет. Это немаловажно для Баку в связи с участием обеих стран в прокате так называемого «Южного газового », который должен заработать к 2020 году (предполагается прокачка 10 млрд. кубометров природного газа через газопроводы TANAP (Трансанатолийский) и TAP (Трансадриатический) в Южную Европу). Грузинские эксперты указывают на позитивные последствия реализации проекта «Шах-Дениз-2» для национальной экономики, включая новые рабочие места, инвестиции в инфраструктуру, увеличение объемов газа, предназначенного Грузии в качестве платы за транзит и т.д., не говоря о геостратегических последствиях.

В то же время тотальная зависимость от поставок природного газа из соседней страны несёт потенциальную угрозу национальной безопасности и вряд ли может считаться разумным политическим или экономическим подходом. В течение многих лет различные неправительственные организации  о недостатках топливного рынка Грузии; в частности, данные Ассоциации молодых финансистов показывают, что стоимость топлива в стране всегда выше, чем должна была бы быть, исходя из международных цен на нефть.

Кроме того, грузино-азербайджанские отношения содержат ряд «подводных камней»: к примеру, неполная демаркация границы между двумя странами остаётся давно забытой, но потенциально актуальной проблемой, которую необходимо принимать во внимание при рассмотрении любых экономических договоренностей. Например, в мае 2012 года, во время правления президента Михаила Саакашвили, заявлявшего о де-факто «конфедеративных» отношениях с Баку, азербайджанские пограничники  часть исторического оспариваемого монастыря Давида Гареджи (азерб. «Кешиш даг»). Множество туристов и паломников из Грузии посещают территорию комплекса, переходя на азербайджанскую сторону для ознакомления с лаврой и отдельными строениями.

Решение Баку о выставлении вооруженных пограничников вызвало возмущение среди православной общественности и населения Грузии в целом. Начались митинги протеста и шествия делегаций к границе во главе с отдельными священниками. В конечном итоге Азербайджан  пошёл на уступки  и вновь разрешил допуск туристов и паломников на свою территорию, однако пограничники оставались прямо на границе. Попытки мейнстримных грузинских СМИ замять инцидент успеха не возымели, особенно на фоне бесконечных дискуссий о цивилизационной идентичности страны и заметного влияния православной церкви. Различные аспекты положения азербайджанского меньшинства в юго-восточных районах Грузии также находятся в фокусе внимания как официального Баку, так и  правозащитных структур.

Высказываются предположения, что явная зависимость в энергетической сфере от более сильного и амбициозного соседа (также заинтересованного во вполне определённом векторе грузинской политики по отношению к Армении) подтолкнёт власти страны к развитию возобновляемых источников энергии, способных частично потеснить «традиционные» углеводороды и способствовать обеспечению энергобезопасности страны на длительную перспективу. Согласно расчётам некоторых экспертов, у Грузии имеется значительный потенциал ветряных, солнечных и гидроэнергетических источников. В то же время строительство гидроэлектростанций обходится дорого, требуя эксплуатационных затрат. И хотя работают они на бесплатном «топливе», экологические последствия их создания и эксплуатации связаны рядом отрицательных последствий:

- неблагоприятное воздействие водохранилищ на микроклимат прилегающих территорий;

- ухудшение гидрологического режима;

- отчуждение больших территорий и затопление ценных земель и лесных массивов с ухудшением видового состава их флоры и фауны;

- постепенное превращение водохранилищ в накопители вредных и токсичных веществ.

Всё это обуславливает необходимость переселений, что потенциально создаёт конфликтные очаги: проблема адаптации «экологических мигрантов» на местах их вселения для Грузии . Если на равнинах прибрежные участки водохранилищ могут частично компенсировать утрату долинных экосистем, то в горных районах негативное влияние водохранилищ на экосистемы может иметь необратимый характер. В условиях горных районов Грузии указанные недостатки гидроэнергетики обуславливают необходимость всестороннего экологического сопоставления вариантов строительства ГЭС и других альтернативных источников энергии, что связано как с истощением относительно дешевых ресурсов, так и с большими территориальными объемами водохранилищ.

По данным (расформированного ныне) министерства энергетики, Грузия также имеет значительный потенциал энергии ветра, составляющий около 4 млрд кВт/ч в год. В октябре 2016 года  первая ветряная электростанция «Картли» около Гори и первые солнечные батареи в северо-восточном районе Душети, имеющие местное значение. 20 февраля министр экономики и устойчивого развития Грузии Д. Кумсишвили  о намерении крупнейшего турецкого энергетического холдинга Чалик Энерджи построить в регионе Шида Картли ветряную электростанцию мощностью в 50 мВт (возможные инвестиции – 75 млн. долл.).

Однако в целом вряд ли «альтернативная» энергетика существенно снизит зависимость Грузии от азербайджанского газа в обозримой перспективе. Компания SOCAR, присутствие которой столь заметно в Тбилиси и регионах страны, и далее будет оставаться крупнейшим инвестором и оператором проектов в топливно-энергетическом секторе Грузии, которую местные остряки именуют «SOCARтвело».

По материалам:

Азербайджан Грузия политика и право Россия экономика энергетика

rss