Навигация по сайту

Популярные статьи

Облако меток

Главная Новости

Опубликовано: 01.09.2018

видео

Ellen's Never-Ending Scares

Позиция Мэрии по вопросу о переносе муниципальных выборов прояснилась

Начну с признания в провокационности заголовка этой статьи. Как отмечал на заседании, о котором пойдет здесь речь, руководитель Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы С.И. Зверев, он высказывал не позицию Правительства Москвы, а свою личную точку зрения – как члена совета Ассоциации муниципальных образований Москвы. Однако на том же заседании ту же точку зрения отстаивал и непосредственный начальник Зверева – вице-премьер Правительства Москвы А.В. Петров. А когда у двух высокопоставленных должностных лиц, которые к тому же отвечают в Правительстве города за подготовку законодательства в области выборов и местного самоуправления, точка зрения совпадает, можно смело говорить о том


Maroon 5 - Girls Like You ft. Cardi B

, что это и есть позиция Мэрии.

Предыстория

Мы уже писали о том, что Конгресс самостоятельных муниципальных образований Москвы (КСМОМ), возглавляемый депутатом МГД Д.И. Катаевым, обратился к председателям муниципальных Собраний с рядом рекомендаций, направленных на обеспечение проведения в декабре выборов депутатов муниципальных собраний (см. "Состоятся ли в декабре муниципальные выборы?" ). Об этом немедленно стало известно в Мэрии. И в среду, 2 июля, сразу после заседания МГД, Петров сделал публичный выговор Катаеву: как, мол, он смеет командовать муниципальными образованиями (независимыми от органов власти города)! Зам. председателя МГД М.М. Вышегородцев вынужден был вступиться за своего коллегу: так нельзя разговаривать с депутатами!

Однако, каково лицемерие представителя исполнительной власти! Рекомендации человека, который не имеет никаких властных рычагов, – это, значит, недопустимо. А то, что руководитель департамента Правительства Москвы является членом совета Ассоциации муниципальных образований Москвы и участвует в выработке рекомендаций, которые по привычке (и с учетом других факторов, например, финансовых) воспринимаются как директивы – это, значит, нормально.

Этот конфликт подтолкнул депутатов к тому, чтобы провести в пятницу, 4 июля, заседание Комиссии МГД по государственному строительству и местному самоуправлению. В этом заседании помимо депутатов (их было не слишком много – всего 6 из 15 членов комиссии) участвовали Петров, Зверев и ряд депутатов муниципальных собраний.

В повестке дня вопрос значился: "О сроках полномочий депутатов (советников) муниципальных Собраний". Зверев сразу же отметил, что вопрос поставлен неправильно: сроки полномочий определены в законе и их бессмысленно обсуждать. Обсуждался же вопрос о том, целесообразно ли проводить в декабре муниципальные выборы или их лучше перенести на более поздний срок.

Позиция КСМОМ

Позиция, высказанная Катаевым и рядом депутатов муниципальных собраний основана на том бесспорном факте, что депутаты муниципальных собраний были избраны (как советники районных собраний) 19 декабря 1999 г. с четырехлетним сроком полномочий. Федеральное законодательство запрещает продлевать срок полномочий действующих органов местного самоуправления (кроме одного случая, о котором будет сказано ниже).

Более того. Как отмечалось в одном из постановлений Конституционного Суда РФ, несоблюдение установленного срока проведения выборов следует считать нарушением периодичности выборов, а периодичность выборов – один из общепризнанных принципов международного права, являющихся составной часть правовой системы РФ.

Помимо правовой, есть и этическая сторона. Власть, сама себе продлевающая срок полномочий, ставит себя над избравшим ее народом и показывает пример неуважения к закону. Можно ли после этого требовать от людей уважения к власти и к закону?!

Здесь следует сделать одну оговорку. 22 районных собрания (из 125) фактически начали свою работу не в декабре 1999 г., а в апреле 2000 г., поскольку 19 декабря 1999 г. в них было избрано менее 2/3 советников. С правовой точки зрения это не имеет значения, поскольку срок полномочий все равно отсчитывается от 19 декабря 1999 г. Однако, если депутаты этих 22 муниципальных собраний считают, что их четырехлетний срок истекает в апреле 2004 г., с этической точки зрения их трудно осуждать.

Высказывались и другие соображения. В частности, говорилось, что многие нынешние муниципальные собрания уже недееспособны из-за нежелания работать многих депутатов, и их необходимо как можно быстрее переизбрать.

Перенос для совмещения или совмещение для переноса?

Один из главных аргументов сторонников переноса выборов состоит в том, что такой перенос разрешен законом. При этом ссылаются на п. 3 ст. 82 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, который разрешает продлевать срок полномочий органов местного самоуправления "в целях совмещения дня голосования на выборах в органы местного самоуправления с днем голосования на выборах в органы государственной власти в одном и том же субъекте Российской Федерации, либо с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, либо с днем голосования на иных выборах, проводимых на территории Российской Федерации в целом".

Дальнейшие рассуждения следующие. Срок полномочий депутатов муниципальных собраний заканчивается 19 декабря 2003 г. Если совмещать муниципальные выборы с федеральными (а такое совмещение целесообразно как экономически, так и с точки зрения явки), то можно либо сократить срок полномочий на 12 дней (для совмещения с выборами в Госдуму, которые должны быть проведены 7 декабря), либо продлить срок полномочий почти на 3 месяца (для совмещения с президентскими выборами, которые должны быть проведены 14 марта). С точки зрения буквы закона – это равнозначные действия. Поэтому по ряду других соображений (о них речь пойдет ниже) лучше совместить муниципальные выборы с президентскими.

Однако, рассуждая так, Петров и Зверев делают вид, что забыли одну из норм только что принятого Избирательного кодекса города Москвы – о том, что днем голосования является первое воскресенье

месяца, в котором истекает срок, на который были избраны органы местного самоуправления предыдущего созыва (п. 4 ст. 6). То есть, уже в законе определено, что муниципальные выборы должны быть совмещены с выборами в Госдуму, и никакого специального решения о сокращении срока полномочий на 12 дней принимать не нужно. И при этом лишается основания продление срока полномочий на 3 месяца: муниципальные выборы уже и так совмещены с федеральными.

Отсутствие законов = беззаконие

Почему же все-таки представители Мэрии ратуют за перенос выборов? Оказывается, для проведения муниципальных выборов еще не создана необходимая юридическая база.

Напомню, что избранные в декабре 1999 г. районные собрания были признаны органами местного самоуправления решением Верховного Суда РФ в марте 2001 г. После этого был принят в городское законодательство был внесен ряд изменений, в частности, 6 ноября 2002 г. был принят Закон города Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве", который закрепил статус районных собраний как органов местного самоуправления.

Однако до сих пор не приняты никакие другие законы, регулирующие местное самоуправление в Москве. В частности, проект закона города Москвы "О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в городе Москве" был внесен Мэром еще 18 марта 2002 г. 10 апреля того же года он был принят в первом чтении, 4 декабря – во втором. Срок подачи поправок истек 17 января 2003 г. И вот в Мэрии уже полгода работают над поправками к этому совсем не длинному законопроекту. А муниципальные собрания в результате не могут зарегистрировать уставы. А в уставах должны быть прописаны численный состав муниципального собрания, срок полномочий депутатов и ряд других норм, необходимых для проведения выборов.

Однако, это еще цветочки. Представители Мэрии утверждают, что в Москве вообще не существуют … муниципальные образования. Поскольку не принят закон об их образовании, и не установлены их границы.

Получается полный абсурд: органы местного самоуправления есть, а муниципальных образований нет. Ассоциация муниципальных образований есть (напомню, что Зверев является членом совета этой ассоциации), а самих муниципальных образований нет.

И из этого смехотворного утверждения дальше вырастает длинная цепочка рассуждений. Необходим закон об образовании муниципальных образований. Но установление территории муниципального образования требует учета мнения населения соответствующей территории. Поэтому нужен закон об учете мнения населения.

Оба упомянутых закона еще даже не внесены в МГД. Зверев обещает их внести в ближайшее время. Но при этом отмечает, что к 27 сентября (крайнему сроку назначения выборов в муниципальные собрания) пройти эти законы не успеют.

Зная темпы работы Мэрии и МГД, можно прогнозировать, что необходимые действия не успеют совершиться и к – крайнему сроку назначения выборов в муниципальные собрания в случае их совмещения с президентскими. Не придется ли тогда искать предлог для дальнейшего переноса выборов? Я предполагаю, что искать не придется, поскольку он уже найден

(об этом см. ниже).

На заданный кем-то вопрос: не считаете ли Вы, что причина сложившейся ситуации – бездействие московских властей, Зверев ответил, что он так не считает. Я могу согласиться с руководителем Департамента только в одном: слово "бездействие" здесь слишком мягко. Более точное определение того, чем занимаются московские власти – саботаж

.

И снова надежда на "закон Козака"

Самый сильный аргумент Петрова и Зверева основан на нормах нового Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, который так и не был окончательно принят в весеннюю сессию.

Напомню, что принятый в первом чтении текст этого законопроекта предусматривал мораторий на проведение муниципальных выборов – до середины 2004 г. И это вполне устраивало московские власти.

Однако ко второму чтению переходные положения законопроекта подверглись серьезной корректировке. И моратория в них уже нет. Но есть другое: выборы органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований должны быть проведены в период с 1 июня 2004 г. по 1 ноября 2004 г. Так записано в тексте, подготовленном ко второму чтению. Насколько мне известно, в ходе принятия законопроекта во втором чтении 2004 год был заменен на 2005. Но Зверев, ссылаясь на "закон Козака", говорил о 2004. Неужели он не знает о том, что было принято? Или делает вид, что не знает?

И дальше – опять цепочка рассуждений. Мы выберем в декабре 2003 г. муниципальные собрания, а в 2004 г. их придется опять переизбирать. Почему же их нужно будет опять переизбирать. А потому, что сейчас муниципальных образований нет, а мы примем закон об образовании муниципальных образований, и они станут "вновь образованными".

За всеми этими весьма сомнительными рассуждениями осталось в тени то обстоятельство, что по этой логике в марте 2004 г. выборы тоже проводить нецелесообразно.

А теперь попробуем сделать прогноз – чего добивается Мэрия. В сентябре она постарается убедить муниципальные собрания принять решение о продлении сроков их полномочий – в целях совмещения муниципальных выборов с президентскими. А в октябре, как можно предполагать, начнут действовать переходные положения нового Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. И в соответствии с этим законом (скорее всего не в полном соответствии) московские власти примут решение о перенарезке территорий муниципальных образований.

А дальше – опять-таки в соответствии с федеральным законом – выборы органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований будут проведены в конце 2005 г. А о выборах муниципальных собраний в нынешних районах можно будет просто забыть.

Да и 2005 г. – тоже не предел. Там, глядишь, еще что-нибудь изменится в федеральном законодательстве.

Если кому-то мой прогноз покажется излишне пессимистическим, я напомню недавнюю историю.

По Указам Президента РФ от 26 и 29 октября 1993 г. выборы представительных органов местного самоуправления должны были быть проведены с декабря 1993 г. по июнь 1994 г. Позднее, указом от 21 марта 1994 г. было разрешено перенести эти выборы на осень 1994 г.

Однако в Москве ни в 1994, ни в 1995 г. муниципальные выборы проведены не были. Вместо этого 28 июня 1995 г. был принят Устав города, в котором вопреки Конституции РФ городские органы власти были объявлены одновременно органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления, а районные Управы были названы просто "органами власти района".

И первые выборы советников районных собраний прошли лишь в декабре 1997 г.

Думаю, что и теперь городские власти и послушные им (хотя формально самостоятельные) муниципальные собрания рады будут тянуть с муниципальными выборами столько, сколько возможно, и даже больше, чем возможно. 

Если мы им это позволим.

Аркадий Любарев

7 июля 2003 г.

rss